BBC Україна на русском,
22 февраля 2013, 18:13
Накануне саммита Украина-ЕС украинские обозреватели обращают внимание на попытки Киева сместить акценты в евроинтеграционном диалоге по политическим вопросам, в решении которых практически нет прогресса, на сотрудничество в энергетике.
Эксперты говорят о том, что Киев начинает новую дипломатию - энергетическую. Это позволит Киеву избежать вопросов о демократических процессах и выборочном правосудии.
На саммите Украина-ЕС будут обсуждаться не только политические, но и энергетические вопросы - в частности, модернизация украинской ГТС и предоставление Украине поддержки международных организаций. В министерстве энергетики также ожидают подписания Меморандума о взаимопонимании в сфере энергетики.
Зато в таких сферах, как "выборочное" правосудие и осуществление правовых и политических реформ в Украине, на проблемы с которыми постоянно указывает Брюссель - например, в выводах Совета ЕС от декабря 2012 года, - прогресса пока нет. Оппозиционные лидеры - Юлия Тимошенко и Юрий Луценко - остаются за решеткой, работа парламента заблокирована оппозицией, требующей соблюдения персонального голосования от представителей пропраивтельственного большинства.
Именно блокирование Рады, как говорит министр иностранных дел Леонид Кожара, является одной из причин того, что Киев медлит с выполнением рекомендаций ЕС. При этом, как отмечает чиновник, выполнение этих рекомендаций является в интересах самой Украины, независимо от графика ее переговоров о заключении соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.
"Недавно правительство приняло план действий по претворению первоочередных мероприятий в области европейской интеграции. Фактически, этот план действий является и повесткой дня украинских реформ, которые нам нужны. Но одновременно это также является реакцией украинского правительства на выводы Совета министров иностранных дел ЕС", - говорит Леонид Кожара. По словам министра иностранных дел, Киев ожидает, что во время саммита в Брюсселе 25 февраля будет согласование предоставления макрофинансовой помощи ЕС более чем на 600 млн евро. Эта помощь, как утверждает г-н Кожара, предназначена именно для дальнейшей институциональной адаптации Украины к требованиям ЕС.
Обозреватели же обращают внимание на то, что накануне этого саммита акценты, которые делает Киев во внешней политике, несколько изменились. И эти изменения связаны, прежде всего, со сферой энергетики.
В конце января во время Всемирного экономического саммита в Давосе было подписано масштабное соглашение между украинским правительством и британо-голландской Shell о разделе продукции при добыче сланцевого газа в Украине.
Через несколько дней после этого новый министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что Киев хочет интегрироваться не в ЕС, а в Европу.
В середине февраля состоялся визит президента Януковича в Туркменистан.
Директор Института глобальных стратегий, политолог Вадим Карасев считает, что между этими событиями есть связь, и в Ашхабаде Виктор Янукович не только пытался договориться о возобновлении поставок туркменского газа в Украину, но и перенять опыт среднеазиатской республики, которая, несмотря на признанную в мире недемократичность власти, успешно сотрудничает с этим миром и ведущими мировыми компаниями в области энергетики.
"Как по мне, за этими событиями просматривается набросок новой энергетической дипломатии Украины. Я бы назвал ее энергосуверенной дипломатией, цель которой - дистанцироваться и от европейской энергетической дипломатии и от Европейского энергетического сообщества, и уменьшить энергетическую зависимость от России. Я также вижу, что эта новая энергодипломатия является хоть и не наступательной, но очень настойчивой", - говорит политолог.
Вадим Карасев говорит, что свидетельствами в пользу его предположений являются недавние критические высказывания украинского президента относительно безрезультатности членства Украины в Европейском энергетическом сообществе, и широкое освещение "взахлеб" президентского визита в Туркменистан украинских СМИ, и реакцию Киева по требованию российского "Газпрома" оплатить 7 млрд долларов штрафа за недополученный газ.
"Способом привлечения украинской элиты к международной повестке была евроинтеграция. Их принимали, потому что было обещание украинской власти о курсе на евроинтеграцию и предстоящее вступление в ЕС. Сегодня за этими энергонезависимыми движениями украинской власти я вижу попытку пересмотреть способ привлечения украинской элиты к мировой: вместо евроинтеграции отдать свои энергоресурсы западным корпорациям. В конце концов, никто не трогает Назарбаева или Бердымухамедова по демократическим или правовым соображениям. Так, их никто не любит, но им от этого не хуже, и главное, что у них есть газ", - считает Вадим Карасев.
Одновременно глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что Туркменистан для Украины - не столько способ "быть независимой" от России или Европы, сколько место, где определенные украинские компании могут получить контракты на строительство или поставку труб.
При этом Владимир Фесенко соглашается с существованием определенной цепочки событий - высокая цена российского газа - снижение потребления этого газа Украиной и заключения соглашения с Shell о добыче сланцевого газа - выставление штрафных санкций на 7 млрд долларов от "Газпрома" - поездка Януковича в Туркменистан. Однако большее значение для внешней политики Украины будет будущее газотранспортной системы, считает Владимир Фесенко.
Эксперты также обращают внимание и на изменения в энергетическом блоке правительства.
Вадим Карасев считает, что речь идет о "повышении с устранением" Юрия Бойко с должности министра энергетики на должность вице-премьера, и "повышении с привлечением" к перспективным проектам министра энергетики Эдуарда Ставицкого, который, по словам политолога, представляет группу "младодончан".
В то же время Владимир Фесенко говорит, что "списывать со счетов старую энергетическую гвардию" во главе с вице-премьером Юрием Бойко не стоит, и его еще более частые, чем на должности министра энергетики, визиты в Москву могут вылиться в новые газовые соглашения.
Однако эксперт подчеркивает, что газовая сфера всегда является одной из самых привлекательных для украинских бизнесменов, особенно тех, кто только начинает развивать свой бизнес. Следовательно, интерес "молодой донецкой команды" или, как ее называет политолог, "семьи", вполне понятно.
"Еще Бакай говорил, что все состояния в Украине делаются на "трубе". Газ - это всегда особая, приоритетная, статусная сфера бизнеса. И то, что "семья" хочет в нее войти, вполне понятно. Другое дело, что нынешняя ситуация не такая, как 10-15 лет назад. Сейчас на этом рынке приходится сталкиваться и с геополитическими интересами, и с геополитическими игроками, и с мощной внутренней конкуренцией, и я бы не делал однозначных прогнозов о том, что "семья" перехватит инициативу на этом рынке уже в ближайшее время", - считает Владимир Фесенко и не исключает, что стороны договорятся о каком-то паритете на этом рынке - по крайней мере, временном.
Впрочем, как говорит министр иностранных дел Леонид Кожара, отвечая на просьбу ВВС Украина прокомментировать предположение политологов, вопросы политического диалога в целом не связаны с бизнес вопросами. Вместе с тем чиновник отмечает, что крупный бизнес всегда приносит с собой свои правила игры, что вполне совпадает с евроинтеграционными устремлениями самой Украины:
"Украина открыта для всех компаний, а не только для крупных транснациональных, таких, как Royal Dutch Shell. Но именно крупные западные инвесторы, на мой взгляд, являются тем локомотивом, за которым следуют другие компании, средний и мелкий бизнес. Все они являются своеобразными послами своих стран и приносят с собой свои ценности, способствуя развитию отношений Украины с этими государствами. Поэтому я считаю такой приход очень позитивным", - говорит министр иностранных дел.
Источник: BBC Україна на русском