BBC Україна на русском,
16 мая 2013, 15:10
В Польше называют российской "шуткой" и "пиаром" последние заявления руководителя российского Газпрома Алексея Миллера.
Он во время пребывания в белорусском Витебске заявил, что газопровод Ямал-2, который должен пройти по территории Беларуси и Польши, может быть построен очень быстро.
Алексей Миллер также заявил, что для осуществления проекта строительства Ямал-Европа-2 на территории Польши также есть все юридические основания.
Эти заявления руководителя российского газового монополиста польский вице-премьер по вопросам экономики Януш Пехоцинский назвал "классической русской шуткой", а саму идею строительства второй ветки газопровода Ямал-Европа назвал "скорее телевизионно-газовым, чем реально конструктивным проектом".
В Польше также считают, что заявляя о наличии всех юридических оснований для начала процесса строительства нового газопровода, Алексей Миллер имел в виду, прежде всего, подписанный в апреле меморандум между Газпромом и EuroPolGas. За подписание польской стороной этого документа, министр государственного имущества страны Николая Будзановский. Польский президент Бронислав Коморовский заявил, что подписание меморандума о строительстве Ямал-2 нанесло Польше большие имиджевые потери, а премьер-министр Польши Дональд Туск заверил, что Варшава не поддерживает идею строительства еще одного газопровода в обход территории Украины.
В то же время в Польше вспоминают и межправительственное соглашение Варшавы и Москвы от 25 августа 1993. В этом документе говорится, в частности, и о строительстве системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Польши.
Это соглашение в 1993 году подписывал тогдашний польский премьер Вальдемар Павляк. Этот же политик, уже как вице-премьер в Кабмине Дональда Туска, ответственный за экономику, в 2010 году подписал протоколы к этому соглашению, которые были подвергнуты критике как не отвечающие польским национальным интересам. Содержание протоколов сводится к тому, что российский Газпром получил право решать, кто будет возглавлять польскую компанию EuroPolGaz - партнера Газпрома.
Вальдемар Павляк - не единственный политик, которого обвиняют в лоббировании российских газовых интересов в Польше. Такие обвинения звучали также в адрес бывшего президента Александра Квасьневского и Яна Кшиштофа Белецкого - бывшего премьера, а ныне руководителя Экономического совета при польском премьере. Несмотря на заверения министра иностранных дел Радослава Сикорского о партнерском отношении Москвы к Варшаве и независимости Польши как члена НАТО и ЕС, польский политикум, похоже, все чаще попадает в ловушки, расставленные мощным российским бизнесом, имеющим тесные связи с Кремлем.
Польские обозреватели считают, что заявления Алексея Миллера в белорусском Витебске свидетельствуют, что Москва последовательно пытается монополизировать рынок поставок стратегического сырья в Польшу. И Ямал-2 не является единственным примером этих попыток.
Речь идет также о предприятии Азот в городе Тарнов - мощном производителе удобрений. Азот потребляет до 20% газа на польском газовом рынке. Переговоры о возможности приобретения предприятия с главой кабмина Дональдом Туском вел экс-президент Александр Квасьневский. Польское химическое предприятие хотела купить российская химическая компания Акрон. Туск должен был ответить Квасьневскому, что Польша, учитывая национальные интересы, против покупки "Азота" россиянами. Однако то, что премьер сообщил об этих переговорах только после скандала в СМИ, по мнению некоторых экспертов показало непрозрачность действий правительства Туска в попытке защитить польские предприятия от захвата россиянами.
Фамилия бывшего президента как сторонника присутствия российского капитала в стратегических польских предприятиях не единственная. Работа близкого соратника Дональда Туска - Яна Кшиштофа Белецкого - настолько обеспокоила парламентскую оппозицию, что она добивается создания следственной комиссии в Сейме, которая должна выяснить, работал ли человек из команды премьера на российский капитал.
Белецкий опроверг подобные утверждения, но сомнения остались. Агентство внутренней безопасности при предыдущем руководстве должно было подготовить документ, в котором говорилось о роли Белецкого в истории с покупкой акций предприятия Азот в Тарнове. Назначенный в начале этого года министром внутренних дел Бартломей Сенкевич опроверг, что такая записка сохранилась.
Впрочем, тот же министр внутренних дел, кажется, не имеет иллюзий относительно методов и возможностей влияния России на политическое и экономическое положение в Польше. Одним из таких инструментов Сенкевич признает задержку на территории России обломков самолета президента Леха Качиньского, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010. Министр внутренних дел Польши назвал обломки самолета в руках россиян "кнопкой переключения внутренней температуры в Польше".
Заявления Алексея Миллера о юридических основаниях строительства Ямал-2 на территории Польши прозвучали сразу после встречи в Варшаве министров так называемого Калининградского треугольника, то есть руководителей дипломатии Германии, России и Польши. Хозяин встречи, польский министр иностранных дел Радослав Сикорский, пытается представить эти переговоры в качестве успехов его дипломатии на пути укрепления позиции Польши в Европе.
Польское общественное мнение давило на министра Сикорского, чтобы он, в конце концов, добился от россиян возвращения обломков самолета президента Леха Качинськго, хотя бы по тем причинам, которые назвал коллега в его правительстве - министр внутренних дел Бартломей Сенкевич.
Однако поляки снова не услышали от российского министра иностранных дел ни слова. Зато Сикорский согласился на то, чтобы Польша финансировала обезвреживание устаревшего российского оружия в Калининградской области.
Сикорский также упомянул среди достижений и безвизовый режим пересечения границ для жителей Калининградской области, несмотря на то, что статистика свидетельствует о росте влияния криминальных групп из российского анклава на территории северных воеводств Польши.
Между тем россияне разворачивают в Калининградской области энергетический проект, который может стать не меньшим по масштабу, чем строительство газопровода Ямал-2. Речь идет о строительстве атомной электростанции на территории области. Ток, производимый на АЭС, предлагается продавать полякам.
Источник: BBC Україна на русском