UA
 

Корреспондент: Сокровище нации. Битва между Киевом и Москвой за украинскую ГТС входит в решающую фазу

17 июня 2013, 11:19
0
34
Корреспондент: Сокровище нации. Битва между Киевом и Москвой за украинскую ГТС входит в решающую фазу
Фото: Михаил Маркив
Контроль над украинской ГТС - часть большой политики Кремля

Политико-экономическая битва между Киевом и Москвой за украинскую газотранспортную систему входит в решающую фазу в последний момент перед сдачей трубы Украина неожиданно выкатывает новое оружие, пишет Александр Пасховер в № 23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года.

Если в кране нет воды, эта проблема решается буквально в один день. Достаточно назначить виновного и открутить вентиль. Совсем иная картина, когда из крана исчезает газ. Такую потерю ни технически, ни финансово восполнить быстро невозможно. А судя по объемам топлива в газотранспортной системе Украины (ГТС), мы теряем не только газ, но и саму систему. В 2004-м страна качала на внешние рынки 137 млрд куб. м импортного голубого топлива. В прошлом году - 84 млрд, в нынешнем мечтает о 70 млрд куб. м. Кроме денежных потерь ГТС грозит технологическое отмирание.

В том, что из украинской трубы исчезает газ, виновен Газпром - эксклюзивный поставщик импортного топлива. Россияне сознательно сокращают транзит через Украину и уводят его по более дорогим обходным путям. Тем самым вынуждая Киев передать один из крупнейших газотранспортных комплексов планеты в совместное пользование. В обмен на это Газпром обещает полную загрузку трубы и временную уступку в цене на газ.

Россияне сознательно сокращают транзит через Украину и уводят его по более дорогим обходным путям. Тем самым вынуждая Киев передать один из крупнейших газотранспортных комплексов планеты в совместное пользование

Такими обещаниями Михаила Гончара, директора энергетических программ центра Номос, уже не разжалобить и не рассмешить. Эксперт уверен: для газовой атаки Газпром выбрал не самое подходящее время. Цены и без милости Москвы падают по всей Европе.

Впервые в новейшей истории континента здесь образовался профицит голубого топлива. Так называемая сланцевая революция и быстрорастущий рынок сжиженного природного газа (СПГ) сбивают раздутые тарифы и формируют новую газовую карту мира.

Украина вписывается сюда без швов, так как получает уникальную возможность приобретать энергоресурсы в Европе, на Ближнем Востоке и даже в США, где тарифы значительно ниже, чем в России. Тем не менее вопрос, что делать с пустеющей трубой, все еще актуален. Обеспечить ее полной загрузкой без российского газа невозможно, а российскому газу пока никуда не деться без украинской ГТС. Значит, Киеву и Москве придется договариваться.

“Следствием такой договоренности должны стать отказ России от планов строительства Южного потока и прекращение разговоров о любых других обходных проектах вроде Ямал - Европа II”, - бросает вызов Глеб Простаков, замдиректора аналитического центра Экспертный совет.

У Москвы свой набор требований к Киеву - отказ от реверсных поставок топлива из Европы и выход из Энергетического сообщества, сформировавшего открытый газовый рынок для всех своих членов.

Труба зовет

Что такое украинская ГТС? Это второй по размерам на европейском газовом рынке комплекс, который состоит из 37 тыс. км труб, почти 1,5 тыс. газораспределительных станций, 13 подземных газовых хранилищ объемом свыше 32 млрд куб. м. Всю эту машину обслуживают 25 тыс. человек. В конце мая международная консалтинговая компания Baker Tilly оценила украинскую ГТС в $ 29 млрд. Дорого?

Константин Бородин, член набсовета НАК Нафтогаз України пожимает плечами. А затем предлагает сделать свой подсчет исходя из того, что ГТС транспортирует 110 млрд куб. м газа в год - среднестатистический показатель последних лет. И ее прибыль - около $ 2,9 млрд. Из этих цифр следует, что заявленная аудиторами Baker Tilly оценка ГТС справедлива. Но после сказанного эксперт меняет калькуляцию, приводя ее в соответствие с нынешними реалиями.

В 2012 году объемы транзита просели более чем на треть, прибыль скатилась к $ 1,5 млрд, и это еще не финал

В 2012 году объемы транзита просели более чем на треть, прибыль скатилась к $ 1,5 млрд, и это еще не финал.

“ГТС просядет и дальше, - предсказывает Бородин. - Выходит на полную мощность Северо-Европейский газопровод [транзит газа в Европу в обход Украины], ГТС будет зарабатывать $ 1 млрд. Сколько стоит система, которая зарабатывает $ 1 млрд?”. По его мнению, значительно дешевле нынешней оценки.

Строительство альтернативных украинской транзитной системе газопроводов - такую стратегию Газпром избрал еще в начале 2000-х. Тогда же и выплыло на поверхность предложение со стороны Москвы перевести ГТС Украины в общее пользование, так называемый газовый консорциум. Речь шла о трехстороннем консорциуме. Но реализовать идею помешала турбулентность, в которую впала вся политическая элита Украины в период после оранжевой революции. Все это время проблема медленно тлела, каждый раз формируя новую действительность, причем не всегда в пользу Украины.

“Нас кинули в 2009 году, внедрив в контракт крайне невыгодную формулу ценообразования на газ, - говорит Простаков о формуле “бери или плати”. - Мы мучимся, но платим”.

Кроме того, в 2011-м произошел запуск Северного потока. Две ветки этого трубопровода, протянутые по дну Балтийского моря, способны отгрузить в Западную Европу 55 млрд куб. м. К этому проекту россияне прибавили трубу Ямал - Европа (Беларусь - Польша - Германия) и грозят параллельно возвести здесь же еще одну ветку, а также построить Южный поток, который, выйдя из Новороссийска и пройдя по дну Черного моря, воткнется в Евросоюз в районе Болгарии. Суммарно все эти трубы могут полностью заменить украинскую ГТС.

“Пройдет четыре года, максимум пять лет, и транзит газа через Украину будет [составлять] ноль”, - предупреждает Бородин.

Пройдет четыре года, максимум пять лет, и транзит газа через Украину будет [составлять] ноль

Обходные газовые пути - это всего лишь часть большой геополитики Москвы. Кооперация России с Украиной сворачивается по всем фронтам. В пример Бородин приводит Роснефть. Если раньше компания транспортировала сырье на свои заводы в Чехию через Украину, то теперь она грузит нефть на танкеры в Новороссийске, везет в Италию, затем качает в Австрию и уже оттуда - в Чехию.

“Платят дороже, лишь бы не платить Украине, - резюмирует эксперт. - Это целенаправленная политика”.

Та же история с газом. Его транспортировка по альтернативным путям Северного потока в два с половиной раза дороже, чем украинский вариант.

“В обеих столицах [Киеве и Москве] понимают, что украинская ГТС - самый дешевый и надежный способ доставки российских углеводородов в Европу, - поясняет Простаков. - Россия сжигает 10% газа, чтобы обеспечить его транспортировку в Ев ропу, и дополнительные затраты за счет более дорогого и длинного маршрута ей ни к чему”.

Хотя Москва идет на все эти жертвы, чтобы заставить Киев уступить 50% своей трубы. Контроль над украинской ГТС - часть большой политики Газпрома. Во-первых, это нужно Кремлю, чтобы снизить политические риски, которые возникают при транспортировке газа в Европу и сопровождаются сезонными скандалами с киевской властью. Во-вторых, Газпром хочет сам зарабатывать на транзите собственного газа и как можно меньше делиться с кем-либо еще.

Платят дороже, лишь бы не платить Украине, - резюмирует эксперт. - Это целенаправленная политика

И вот в этом году появилась еще одна причина для стремления газпромовцев к взятию под контроль украинской трубы. Украина активизировала прокачку европейского газа в реверсном направлении, то есть теперь топливо можно не только качать в ЕС, но и получать его оттуда. Такой поворот рек вспять убивает устоявшуюся газовую монополию России в Украине. В середине мая начался тестовый реэкспорт газа из Словакии. В текущем году Украина планирует получить таким образом до 5 млрд куб. м. Этот путь газа “из варяг в греки” Москва желает если не остановить, то хотя бы максимально сузить.

“Давайте представим, что в какой-то форме Газпром сможет влиять на использование наших газопроводов, - фантазирует Александр Тодийчук, президент киевского международного энергетического клуба Q-club. - Как только у них появится блокирующий пакет, я думаю, Газпром обязательно им воспользуется, чтобы не допустить конкурентов на свой рынок”.

Все это так, соглашается Бородин, но от таких рассуждений в украинской трубе транзит газа не умножается.

“Мы уже потеряли порядка 50 % транзита газа и 75 % нефти, - констатирует эксперт. - Общество должно быть проинформировано и должно принять решение, например: мы, украинцы, умрем, но трубу Газпрому не отдадим”. Но это решение должно быть осознанным”.

Торг уже уместен

В обмен на удовольствие рулить украинской ГТС Кремль обещает Киеву снизить стоимость газа, то есть вместо прошлогодних $ 430 за 1 тыс. куб. м брать только $ 260. Мечта! И все же верят в нее не все украинцы. Аналитический центр Разумкова в апреле провел исследование общественного мнения. Респонденты отвечали на вопрос, как лучше поступить, если Россия пообещает снизить цену на газ в обмен на передачу ей ГТС. 59,9% ответили, что даже в таком случае следует отказаться от партнерства с Газпромом. 15,2 % склонны доверить управление консорциуму России, Украины и ЕС. Только 12,3% не прочь передать трубу в аренду России.

Гончар - один из тех, кто выступает против участия Газпрома в управлении украинской трубой.

“Мы хорошо знаем стиль российской дипломатии, его можно охарактеризовать двумя словами - “развод” и “кидок”, - переходит эксперт на уголовный жаргон. - “Развод” уже состоялся, так как неофициально говорят, что передача в совместное управление ГТС в обмен на так называемый дешевый газ уже произошла. Ну а “кидок” будет позднее”.

Мы хорошо знаем стиль российской дипломатии, его можно охарактеризовать двумя словами - “развод” и “кидок”

Свою позицию директор центра Номос обосновывает общей ситуацией на мировых рынках, где цена на голубое топливо падает. И не исключено, что через год то, что Газпром называет дисконтом, станет самой обыкновенной рыночной ценой.

В Европе уже сейчас образовался большой избыток газа. Директор итальянской газовой компании Snam Карло Малакарне утверждает, что топлива теперь настолько много, что цена не растет даже в зимний период, чего раньше никогда не было.

В энергетическом бизнесе континента возник спотовый рынок, где относительно мелкие компании торгуют дешевыми избытками углеводородов. Речь идет о $ 300 за 1 тыс. куб. м. При этом Газпром занял весьма необычную позицию, стараясь удержать цену своего топлива выше той, которую предлагает спотовый рынок. Москва судится с собственными клиентами (например тяжба с крупным европейским трейдером RWE), ругается, теряет рынки, но не сдается.

Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Peterson Institute for International Economics, опубликовал в агентстве Bloomberg статью, в которой высказывает убежденность в том, что менеджмент Газпрома избрал ущербную политику, ведущую к финансовому краху. За пять лет капитализация газового гиганта сползла с $ 369 млрд до $ 83 млрд.

Не исключено, что через год то, что Газпром называет дисконтом, станет самой обыкновенной рыночной ценой

“За последнее десятилетие Газпром упустил три крупные революции в газовой индустрии - экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум сжиженного природного газа и рост спроса в Китае”, - пишет Аслунд.

Последнее направление умело перебрала на себя Средняя Азия. Причины такой недальновидности - коррупция и неэффективный менеджмент.

Возможно, эксперт сгустил краски, но в Украине уже многие прислушиваются к таким сигналам SOS и поэтому весьма осторожничают в строительстве светлого будущего в паре с российским “слоном в посудной лавке”.

Что делать?

Однако неповоротливость Газпрома не служит утешением для украинцев. Дела в национальной газовой отрасли также аховые. Нафтогаз из года в год погружается в долговую пропасть. Только лишь одному Ощадбанку компания должна свыше 20 млрд грн. Нафтогаз генерирует убытки не без помощи ценовой политики Газпрома и социальной политики Кабмина.

Бородин этот круговорот денег описывает так: Нафтогаз покупает импортный газ по $ 420 за каждую 1 тыс. куб. м, затем около 8 млрд “кубов” он продает коммунальным хозяйствам, но уже по $ 100. Разницу в минус $ 2,5 млрд покрывает, помимо прочего, доходами от транзита топлива. Повысить цены на газ для населения решится разве что политический самоубийца. Таковых ни в правительстве, ни в Администрации Президента нет и не предвидится.

Нафтогаз покупает импортный газ по $ 420 за каждую 1 тыс. куб. м, затем около 8 млрд “кубов” он продает коммунальным хозяйствам, но уже по $ 100. Разницу в минус $ 2,5 млрд покрывает, помимо прочего, доходами от транзита топлива

Вопрос, что делать с пустеющей трубой и высокими ценами на импортный газ, все еще актуален, и ответы на него становятся все более креативными. Тодийчук и Гончар в один голос говорят о целесообразности переключения на спотовые рынки Европы, откуда в реверсном направлении качать дешевый газ.

Второй шаг к укреплению энергетической мощи страны - привлечение западных банков к кредитованию модернизации ГТС. Вадим Чупрун, зампредседателя правления Нафтогаза, уже заявил, что желающие есть. Немецкий Deutsche Bank и компания Ferrostaal согласны выложить до $ 7 млрд в ГТС.

Корреспондент спросил у Deutsche Bank, действительно ли там рассматривают возможность участия в реконструкции украинской ГТС и какие средства может обеспечить банк для этой цели. На два вопроса - один ответ представителя Deutsche Bank Тима Оливера Амвросия: “Мы эту тему не комментируем”. Что в переводе с дипломатического немецкого на литературный русский язык означает: переговоры идут, но решений нет.

Перспектива окупаемости [ГТС] без понимания минимальных объемов транзита российской стороной в будущем не просчитывается

“Ни один вменяемый кредитор не даст денег без перспектив окупаемости, - поясняет Бородин. - Перспектива окупаемости [ГТС] без понимания минимальных объемов транзита российской стороной в будущем не просчитывается”.

Существует ли возможность обеспечить украинскую трубу работой без привлечения Газпрома? Нет, отвечает Бородин. Нереально, подтверждает Простаков.

А мы попробуем, заявляет Президент Украины. В его голове созрел дерзкий план по укрощению России. 3 июня в ежегодном обращении к парламенту Виктор Янукович предложил воскресить идею строительства газопровода Белый поток, который по дну Черного моря свяжет Крым и Грузию, что даст возможность заполучить газ из Азербайджана и стран Средней Азии. Авантюрная идея пришлась по душе даже оппозиции.

“Будем надеяться, что это не просто способ попугать Россию, - заявил Павел Розенко, народный депутат от партии УДАР, - что это будет действенный способ решения диве

***  

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.    

СПЕЦТЕМА: Украина-Россия: газовый вопрос
ТЕГИ: газУкраина-РоссияГТСжурнал КорреспондентГазпромНафтогаз
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...