Сергей Глазьев, российский экономист и советник президента РФ Владимира Путина, - в интервью Ксении Карпенко в № 38 журнала Корреспондент от 27 сентября 2013 года, о неминуемом крахе Украины, вызванном ассоциацией с ЕС, и личных мотивах Президента Украины Виктора Януковича, которые толкают его в Европу.
Если бы Ялтинская европейская стратегия - YES - была полем боя, то против армии сторонников евроинтеграции Украины на нем сражался одинокий боец - российский экономист и политик Сергей Глазьев.
Официальная Москва в этом году проигнорировала конференцию, посвященную европейскому выбору Украины, прислав сюда лишь Глазьева, который пару месяцев назад стал советником президента РФ Владимира Путина по экономическим вопросам.
На интервью с Глазьевым Корреспондент пришел в компании с журналистом немецкого издания FAZ Конрадом Шуллером. Россиянин нисколько не смутился численным перевесом. Его ответы были прямыми, и каждый из них стал мазком в глобальной картине краха, который, по мнению Глазьева, ждет Украину в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
- На панели YES вы описали сценарий дефолта Украины. Объясните, почему дефолт в Украине, по вашему мнению, неизбежен?
- Все очень просто и связано с изменением экономических показателей в торговом балансе в случае подписания договора об ассоциации Украины с ЕС.
На сегодняшний момент у Украины отрицательный годовой баланс - $ 7-9 млрд. Отрицательное сальдо компенсируется иностранными кредитами, которые нынче составляют 45% ВВП Украины. Проблема лишь в том, что это краткосрочные кредиты, которые нужно оплатить в этом или в крайнем случае в следующем году. Если будет подписан договор об ассоциации [с ЕС], более 70% товаров будут импортированы в Украину по нулевому таможенному тарифу. Мы ожидаем, что результатом ассоциации станет рост импорта из ЕС в Украину оценочной стоимостью 2,3 млрд евро в год.
В то же время, как уже отмечали власти России на переговорах с официальным Киевом, как только Украина изменит тариф на импорт с ЕС, Таможенный союз повысит тариф на экспорт украинских товаров, что в итоге приведет к снижению экспорта из Украины в РФ на сумму $ 44 млрд. В свою очередь это приведет к торговому дефициту на внешних рынках на сумму $ 12 млрд. Поэтому, если вы приплюсуете выплаты внешнего долга $ 17 млрд к $ 12 млрд дефицита, получите неизбежный дефолт. И мне очень странно, почему Украина не считается с этими цифрами.
Чтобы стабилизировать украинскую экономику после дефолта, необходимо 25-35 млрд евро. Единственной возможностью избежать дефолта является снижение торгового дефицита, а также снижение цены на нефть и газ, импортированные из России, повышение украинского экспорта, который преимущественно идет в РФ, - особенно это касается продуктов питания и [изделий] тяжелой промышленности. Но этого не случится, если Украина подпишет договор об ассоциации с ЕС. Поэтому у меня вопрос: кто заплатит за такое политическое решение [подписание договора]?
Сегодня Россия - самый крупный кредитор Украины, около 50% всех инвестиций приходит в Украину из РФ. Конечно, мы как основной инвестор Украины очень обеспокоены.
- Россия готова продлить кредиты, если Украина все же подпишет договор об ассоциации?
- В этом случае очень опасно для российской экономики продолжать кредитовать Украину. Более того, опасно и пролонгировать кредиты, ведь вероятность дефолта в Украине очень высока.
- Как будет развиваться Таможенный союз без Украины, в случае если украинские дела с ЕС пойдут успешно?
- Сейчас у нас есть заявление на вступление в ТС от Кыргызстана, также у нас есть заявление от Таджикистана, члена Евразийского экономического союза, у которого есть все законные основания вступить в ТС. Но, безусловно, Украину мы очень хотим видеть в ТС в связи с широким спектром сотрудничества в сфере тяжелой промышленности и машиностроения.
- Виктор Янукович шел на выборы с проевропейской программой, но в предвыборной кампании делал ставку на пророссийский электорат. Что, на ваш взгляд, послужило основной причиной изменения вектора движения Президента в сторону ЕС?
- Честно скажу: мы не понимаем. Ведь с экономической точки зрения Украина теряет около $ 12 млрд в торговле в год. В динамике Украина теряет 2-3% ВВП в год. В электоральном плане Янукович потеряет пророссийски настроенное население, до 3 млн голосов. С нашей точки зрения, это череда ошибок. Украина теперь не может рассчитывать на нормальную цену на газ от Газпрома.
Думаю, у Януковича персональные мотивы.
- То есть вы считаете, что и премьер-министр Николай Азаров не понимает экономических выгод от вступления в ТС?
- Ему просто трудно признать, что намерение вступить в ЕС - ошибочное. Николаю Азарову три недели назад на встрече с премьером РФ Дмитрием Медведевым последний абсолютно четко и прямо сказал, что, если Украина подпишет Ассоциацию на тех условиях, которые прописаны сейчас, торговые отношения Украины с Россией резко, сильно и надолго ухудшатся.
- Можно ли говорить о какихто дополнительных санкциях на таможенной границе в таком случае?
- Нет-нет-нет. Я говорю о том, что Азаров предупрежден обо всех последствиях. И об этих последствиях говорит Путин - по мере того как Россия будет обнулять импортный тариф с Евросоюзом, ТС будет вынужден вводить единый таможенный тариф на ввоз товаров из Украины.
Кроме того, Россия вряд ли будет кредитовать Украину в таких масштабах, а может, и вовсе прекратит кредитование. Российский бизнес, скорее всего, также перестанет инвестировать в Украину. Ужесточится санитарно-ветеринарный контроль, за который так переживает господин [Петр] Порошенко. Ведь по соглашению с ЕС Украина обязуется пропускать товары из Европы без санитарного контроля. Мы понимаем, что наши требования санитарно-ветеринарного контроля более жесткие, чем в ряде европейских стран. Поэтому у нас все это вызывает беспокойство.
- Каковы же мотивы у Президента Януковича?
- Не знаю, возможно, ему кто-то что-то пообещал. Не секрет, что в Украине политический истеблишмент - это бизнес-элита, чьи “отмытые” в Украине активы хранятся в европейских банках. Но это ведь смешно: как только Украина начнет играть по правилам Евросоюза, контроль над незаконными средствами будет жестче, чем сейчас. Я не говорю лично о Януковиче, я говорю об украинских политических и бизнес-элитах.
***
Этот материал опубликован в №38 журнала Корреспондент от 27 сентября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.