UA
 

Мнение: Да будет свет

Корреспондент.net,  2 ноября 2013, 10:02
9
955
Мнение: Да будет свет
Фото: фото ark.gov.ua
Принципиальная вещь, которая поменяется после введения нового закона в жизнь, - конкуренция на рынке энергетики.

305 депутатов Верховной Рады, проголосовав за Закон об основах функционирования рынка электроэнергетики, нажатием кнопок перенесли Украину из рынка монополий начала ХХ века в конкурентную среду века ХХІ. Заодно изрядно добавив правительству груза ответственности, пишет Александр Харченко, генеральный директор Центра исследований энергетики, в новом номере журнала Корреспондент.

И это правда - вся наша цивилизация пронизана электричеством. Которое в Украине пока еще (пока новый закон не вступил в действие) продается практически по законам монополии: все производители "сдают" всю электроэнергию одному покупателю - госпредприятию Энергорынок.

Энергорынок фактически (вот она, тень некогда всемогущего Госплана) продает ее всем остальным потребителям. Тарифы же устанавливает Нацкомиссия по вопросам регулирования электроэнергетики - еще одна тень Госплана. В результате мы, потребители электроэнергии, должны быть счастливы самим фактом наличия тока.

О таких вещах, как модернизация и сервисное обслуживание, у энергетиков думать особых стимулов нет. Дадут тариф - что-нибудь сделаем, а нет - так нет. Что соответствующим образом сказывается на всем. Отключения давно стали привычными, а подключение к электрическим сетям - поистине эпический труд. Ведь альтернатив просто нет.

Принципиальная вещь, которая поменяется после введения нового закона в жизнь, - конкуренция на рынке энергетики. Конкурировать игрокам рынка нужно будет не в сфере лоббистских возможностей, как сейчас, когда основное соревнование за денежный поток идет во властных кабинетах. Конкурировать придется непосредственно в работе с потребителем: как на рынке промышленных покупателей, так и бытовых потребителей. Придется всерьез озадачиваться и обслуживанием покупателей, и упрощением процедур подключения, и комфортом сервисных пунктов для посетителей… Ведь каждый потребитель будет иметь предложения от десятков конкурирующих между собой поставщиков электричества.

Но самое главное - как только заработает новая система, у энергетиков появится мощнейший стимул к обновлению основных фондов и модернизации, ведь это ведет к снижению себестоимости и, соответственно, увеличению конкурентоспособности.

Также кроме самого стимула появятся необходимые для модернизации средства. Когда пойдет активная фаза модернизации энергетики, отрасль, как паровоз, потащит за собой украинское энергетическое машиностроение, ремонтников, строителей: как показывает мировой опыт, модернизация энергетики обеспечивает существенный рост во всех этих отраслях.

Впрочем, есть в принятом документе и нюанс. Государство - с принятием в законе статьи, гласящей о создании Фонда распределения стоимостного дисбаланса, - взяло на себе огромную ответственность. Упомянутый фонд призван служить уравниванию условий для производителей электроэнергии.

В целом дело благое - подобная практика существует во всех цивилизованных странах. Дело в том, что электроэнергия с атомных станций гораздо дешевле производимой на станциях тепловых. Практически в три раза. В определенных обстоятельствах и больше. Но при этом атомная станция не может менять объем производимой энергии: график ее производства выглядит как горизонтальная прямая. Но потребители имеют свойство то включать лампочки, телевизоры, станки, печи, то выключать. Поэтому график потребления - очень быстро меняющаяся, мечущаяся вверх-вниз линия. И сгладить колебания в действительности может только относительно дорогая тепловая энергетика - либо гидроэнергетика. Гидрогенерация у нас есть, но ее мало. Гидроэлектростанции очень дорогие, да и строить их можно далеко не везде. Нужен целый набор предпосылок - подходящие природные условия, минимум населения, живущего вокруг, минимальный ущерб от затопления земель и т. д.

В результате на свободном конкурентном рынке атомщики заранее имеют огромное преимущество - их товар значительно дешевле. Но энергосистема в целом без тепловой энергетики обойтись не может - нужно «выравнивать колебания». При этом (мировой опыт) на рынке возникает ситуация, когда атомщики устанавливают цены на уровне себестоимости тепловых станций и получают сверхприбыль, а тепловики работают "в ноль" или вынуждены уходить с рынка - чего допустить по вышеописанным причинам нельзя.

И в мире придумали два механизма - либо специальный налог на сверхдешевое электричество, либо, как приняли у нас, специальный фонд, чтобы нивелировать отрицательный дисбаланс себестоимости энергии. В такие фонды атомщики и гидроэнергетики перечисляют часть сверхприбылей. Эти деньги идут на модернизацию и выравнивание ситуации в тепловой энергетике. Регулирует процесс государство - именно оно «рулит» фондом.

По сути, правильность управления ресурсами фонда распределения стоимостного дисбаланса станет настоящим тестом на взрослость власти Украины. Тестом сложным и критически важным. Речь идет о безопасности ядерных станций и наших гигантских каскадов гидроэлектростанций с одной стороны и работоспособностью энергосистемы страны - с другой. "Перелили" денег ядерщикам (которые по новому закону в любом случае получать будут больше, чем сейчас, - но хочется-то им намного больше) - рухнет тепловая энергетика, начнутся веерные отключения. "Недолили" финансы в гидростанции и атомщикам - и у них не хватает денег на продление ресурса атомных и поддержание и плановый ремонт гидростанций. О последствиях даже думать страшно.

Так что нажатие парламентариями 305 зеленых кнопок перевело Украину из статуса 22-летнего холостого тинейджера в состояние 22-летнего человека с семьей и детьми. Игры закончились. Теперь все всерьез.

 ***

Эта колонка опубликована в №43  журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@korrespondent.net

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...