Корреспондент.net,
24 октября 2008, 09:25
Венгрия и Украина, первые восточноевропейские жертвы мирового финансового кризиса, составляют непривлекательную пару, пишет Financial Times.
Первая из них самая богатая из новоиспеченных членов ЕС, с длинной историей независимого современного государства. Вторая считается одной из самых бедных стран Европы, появившаяся в результате распада Советского союза, и все еще ищущая свое место в мире.
Они обе боролись за сохранение своей финансовой стабильности. Вчера Венгерский центральный банк поднял свою главную процентную ставку до 11,5 % в попытке укрепить свою валюту, в то время как Украина проводила переговоры с МВФ по поводу кредитов.
Объединенные потребностью в помощи, две страны столкнулись с разными экономическими проблемами: главной проблемой Будапешта является годы чрезмерного народного кредитования, в то время как все несчастья Киева в большей степени проистекают от недавнего подогретого кредитованием инвестиционного бума в приватном секторе.
В Венгрии иностранные инвесторы были готовы купить задолженность правительства, веря, что этот будет выигрышной ставкой. На родине избиратели не жаловались, поскольку кредитование позволяло государству сохранять щедрые пособия по социальному страхованию, не говоря уже о субсидированном доступе к известным курортам с минеральными водами в Венгрии. Коэффициент задолженности правительства по ВВП поднялся выше 60 %, это намного выше, чем в других европейских странах. Экономический рост и иностранные инвестиции, некогда являвшиеся предметом завести региона, ослабели, но благодаря дефициту текущего баланса и долгам, жизненные стандарты продолжали расти.
Тем не менее, с вздутием процентной ставки форинта из-за правительственного кредитования, частные заемщики все больше начали обращаться к кредитам в иностранной валюте с низким уровнем процентной ставки, в основном для ипотеки. Поскольку большинством банков владеют западноевропейские мультинациональные компании, то у них имеется уже готовый доступ к евро, а доля forex от местных кредитов возросла до 85 %.
Прислушавшись к экономистам, предупреждающим об опасности, Ференс Гьюрксани, премьер-министр социалист, в 2006 году на конец-то принял меры, когда бюджетный дефицит достиг рекордных 9,2 %. Допуская "финансовую ложь" политиков, он урезал расходование правительством, местными властями и государственными предприятиями, но не настолько чтобы причинить серьезный вред.
Когда мировой шторм ударил по Венгрии, оказалось, что усилий мистера Гьюрксани оказалось катастрофически недостаточно. Из-за давления в стране многие иностранные банки урезали иностранные кредиты, а OTP, большая венгерская группа, сократила кредиты в иностранной валюте. В связи с беспрецедентной нестабильностью на рынках, правительство обратилось к Европейскому центральном банку и МВФ за максимальной суммой кредита в ? 4 миллиарда. Они урезали планируемый бюджетный дефицит с 3,2 до 2, 9 %. Экономический рост теперь должен упасть с 2% в этом году до 1,2%.
Но Кристиан Сзабадос из Political Capital, консалтинговой компании по общественным делам, говорит, что венгры все еще не отдают себе отчет в том, что расточительная государственная поддержка нежизнеспособна: опросы показывают, что люди осознают тот факт, что кризис коснется Венгрии, но намного меньше количество тех, кто осознает, что он коснется их самих".
В Украине кризис был вызван инвестиционным бумом, который последовал после Оранжевой революции в 2004 году. Иностранные и отечественные компании вкладывали средства во все, начиная от сталелитейных заводов до квартир, а рост ВВП в прошлом году достиг 7,6 %. Экономическая экспансия способствовала быстрому росту доходов от налогов, предоставляя возможность правительству – несмотря на постоянный политический беспорядок – достигать бюджетных профицитов. Но частный рост кредитования поднялся выше 60 %, провоцируя инфляцию и затягивание в иностранные кредиты.
Теперь экономика пострадала от двойного удара: цены на сталь и химикаты, самые главные экспортные продукты, быстро падают, а мировой кризис препятствует получению иностранных кредитов. Дефицит текущего баланса поднимается с 4% ВВП в прошлом году до приблизительно 10 % в 2008 году, и скорее всего в 2009 году все так и останется.
Тем временем в связи с свирепствованием мирового кризиса банки и компании могут быть не в силе рефинансировать иностранные кредиты. Киев надеется, что МВФ поможет закрыть финансовую брешь, причиненную дефицитом текущего баланса. Но ограничения кажутся неизбежными. Президент Виктор Ющенко объявил чрезвычайное законодательство, чтобы поддержать банки и промышленность и урезать расходования правительства, местных властей и государственных предприятий. Центральный банк обеспечил ликвидность, чтобы предохранить банки.
Сейчас рост кредитования резко тормозится, как и экономика в целом. МВФ прогнозирует, что рост ВВП упадет с 6,4 % в этом году до 2,9 в 2009 году.
В Киеве, как и в Будапеште, есть несколько признаков грядущего экономического бума. Привыкшие к политическому кризису в стране жители, кажется, не особо взволнованы разговорами об экономическом шоке. Но в Восточной Украине, родине стальной индустрии, рабочие обеспокоины, в основном Проминвестбанком, местным лидером, столкнувшимся с проблемами с ликвидностью. Клиенты банка выстраиваются в очередь, иногда простаивая в них часами, иногда только для того, чтобы обнаружить отсутствие денег. Один горняк сказал: "Как можно покупать пищу на следующую неделю и кормить свою семью, если не можешь получить зарплату? Это немного страшно".
Оригинал статьи можно прочитать по ссылке Odd couple united by need for aid