UA
 

Царевны-лягушки. Письмо из Ирана

10 мая 2011, 11:10
0
162
Царевны-лягушки. Письмо из Ирана
Фото: АР
Если законы шариата будут нарушены иностранцами, им грозит арест

Закутанные по всем законам шариата на улицах, иранки на частных вечеринках превращаются в декольтированных красавиц, любительниц шампанского и танцев, - пишет пиар-менеджер Анна Завражина в журнале Корреспондент в рубрике Письмо из....

Самая удивительная особенность Ирана - не рекордное количество древностей и не особенности устройства государства, которое после исламской революции 1979 года живет по законам шариата. Различие между тем, как иранцы ведут себя на публике, и тем, что они позволяют себе в кругу своих, поражает настолько, что красоты и богатая история отходят на второй план.

Беглое ознакомление с правилами пребывания на территории Исламской Республики Иран может отбить охоту туда ехать даже не у самых слабонервных путешественников. Женщины в обязательном порядке должны соблюдать исламский дресс-код (длинная свободная и неяркая одежда и покрытые платком волосы) в любом общественном месте, включая транспорт, рестораны и гостиницы. На время пребывания в Иране следует забыть об алкоголе и ночных клубах. Масса ограничений также накладывается на общение с противоположным полом.

Различие между тем, как иранцы ведут себя на публике, и тем, что они позволяют себе в кругу своих, поражает настолько, что красоты и богатая история отходят на второй план.

Если вдруг законы шариата будут нарушены иностранцами, им грозит арест. Пакуя в чемодан свою самую закрытую одежду, я с ужасом вспоминала о том, что мелькает в наших СМИ об исламских странах: отрубили руки, побили плетьми, забили камнями...

Первые шаги по суровой иранской земле не воодушевляли: платок пришлось повязать прямо в самолете, а на паспортном контроле сидели неулыбчивые таможенницы, с ног до головы закутанные в нечто черное и бесформенное. По дороге в небольшой провинциальный городок на севере страны меня то и дело просили поправить сползающий на затылок головной убор: "Мы въезжаем в город, здесь много людей, ты же не хочешь проблем с полицией, правда?".

Я натягивала платок на брови, вжималась в сидение, смотрела на местных жительниц в темных развевающихся на ветру одеждах и думала, что мы с ними живем на разных планетах. "И что? Вот так ваши женщины все время и выглядят?" - "Теоретически они должны выглядеть примерно так на глазах у мужчин, которые не приходятся им близкими родственниками". - "А практически?" - "Увидишь".

Внутреннюю жизнь иранского дома от любопытства улицы защищают трехметровые заборы и плотные шторы на всех окнах, не открывающиеся даже днем. Когда мы наконец приехали и за нами закрылись двери дома наших гостеприимных хозяев, возникло ощущение, что весь исламский антураж остался позади. О том, что мы находимся в Иране, напоминал лишь запах специй и вычурная резная мебель парадной гостиной - пресловутая восточная роскошь.

Беглое ознакомление с правилами пребывания на территории Исламской Республики Иран может отбить охоту туда ехать даже не у самых слабонервных путешественников.

Настоящий сюрприз ждал меня вечером. На "небольшую" вечеринку по случаю моего приезда сошлись около 50 человек (в Иране на серьезные торжества уровня свадьбы собираются в среднем человек 500). Женщины заходили в дом в сопровождении своих спутников, вешали на крючок темные балахоны и платки и оставались в коктейльных платьях с глубокими вырезами. Я почувствовала себя неловко: ожидания, что вся моя одежда окажется в Иране не совсем уместной, вполне оправдались. Но я совершенно не рассчитывала переплюнуть скромностью "угнетенных женщин Востока".

Дальше - больше. Самую просторную гостиную оперативно превратили в танцпол, отодвинув резные стулья и кресла в сторону. И декольтированные иранки в окружении толпы мужчин - сомнительно как-то, чтобы все они были близкими родственниками, - начали танцевать.

На сдвинутой под стены мебели расположилось старшее поколение. Иранки возраста моих родителей в большинстве своем остались в платках, но недовольства по поводу развлечений молодежи не было. Через переводчика я спросила одну из них о запретах, налагаемых исламом на такие вещи, как одежда и общение между полами. И получила исчерпывающий ответ: "Да, мы мусульмане, и все это действительно есть. Но почему мы должны мешать радоваться жизни тем, кто хочет радоваться?".

Женщины заходили в дом в сопровождении своих спутников, вешали на крючок темные балахоны и платки и оставались в коктейльных платьях с глубокими вырезами.

Затем меня позвали на кухню, где обнаружился довольно широкий ассортимент алкогольных напитков. Когда дар речи, потерянный от такой неожиданности, ко мне вернулся, я выяснила, что, несмотря на строжайший сухой закон, в Иране, как в Греции, все есть - от домашних вин и самогона до элитного алкоголя ведущих европейских производителей. Было бы желание, а возможности найдутся.

Видимо, по такому же принципу действуют те иранцы, которым хочется других запрещенных вещей.

- Скорее фотографируй вот эту пару, - говорили мне иранские друзья, когда поняли, что меня интересуют не только местные достопримечательности, но и местная повседневность.

- Эту? Зачем?

- У них, по всем признакам, свидание. Видишь, они идут рядом, но так, как будто не знают друг друга. И все время поглядывают по сторонам, чтобы вовремя заметить полицию нравов. Если попадутся, у них и даже у их родственников могут быть серьезные проблемы.

Несмотря на строжайший сухой закон, в Иране, как в Греции, все есть - от домашних вин и самогона до элитного алкоголя ведущих европейских производителей.

Случайно я увидела, как иранцы приглашают понравившихся незнакомок на такие вот странные, с нашей точки зрения, свидания. В узком и пустынном переулке юноша бросил записку под ноги консервативно одетой девушки-подростка. Она подняла ее, удерживая под подбородком края своего черного покрывала, прочла, загадочно улыбнулась и скрылась за воротами в глухом трехметровом заборе.

Иранцы объяснили мне, что в записке наверняка мобильный телефон парня. Если он девушке понравился, она ему перезвонит. И встретится с ним несмотря на то, что на уроках религии (один из ключевых предметов местной школьной программы) иранкам объясняют, какой большой грех не то что встречаться с мужчиной, но и просто говорить с ним. И несмотря на то, что в государстве, которое живет по законам шариата, свидание - преступление в прямом смысле этого слова.

По дороге в аэропорт женщины в чадрах уже не казались мне инопланетянками. И исламские строгости больше не выглядели пугающими. У Персии на самом деле много лиц.

***

Этот материал опубликован в №15 журнала Корреспондент от 22 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.

ТЕГИ: Иранжурнал Корреспондентотдыхотпускпутеводительполезные советыПисьмо из
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...