Йеменская мода нетороплива и не меняется уже лет 500 - женщины прячут лица в никабах, а мужчины носят кинжалы и для бодрости духа жуют кат. Самые эпатажные предпочитают калашниковы, - пишет Владимир Булатов - преподаватель Международного христианского университета, в рубрике Письмо из… в № 24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года.
Из-за непопулярности направления организация поездки в Йемен оказалась делом хлопотным, но результат стоил того. Это стало понятно уже в йеменской столице Сане, точнее, в ее старой части с хаотичным лабиринтом улиц, причудливыми фасадами домов, непредсказуемыми формами окон и древними каменными основаниями домов, многим из которых более 1 тыс. лет.
Самую популярную среди туристов гостиницу в Сане, Arabia Felix, также новостройкой не назовешь: первые этажи ее основного здания построены 400 лет назад, а все двери в здании согласно строительным канонам того времени - в половину человеческого роста.
Вообще почти весь Старый город – это сплошной рынок, где шьется, строгается, куется, привинчивается и затем продается все, от одежды до дверей.
На рынке ката, тонизирующего средства с легким наркотическим эффектом, – особая суета. Здесь свои продавцы и покупатели. Порция стоит от 500 риалов ($ 2,5) - недешево как для Йемена. В этой стране кат жует почти вся мужская половина населения с обеда до ночи, несуразно растягивая при этом одну из щек.
Почти весь Старый город – это сплошной рынок, где шьется, строгается, куется, привинчивается и затем продается все, от одежды до дверей.
Чтобы путешествовать по стране, туристам необходимо оформить в полиции разрешение с указанием маршрута и дат посещения указанных мест. Решив эту формальность, можно отправляться в путь, например в порт Ходейда на Красном море, чтобы по дороге посмотреть горные пейзажи с древними поселениями и полюбоваться местными красотами.
На этом маршруте особо интересен поселок Манака с его крепостеподобными домами и плантациями лучшего в мире кофе, который выращивают на горных террасах. В йеменских горах всегда прохладно, зато на берегу Красного моря даже зимой дневная температура +30.
Дальше мой маршрут лежал в Ходейду, главный порт страны. В этом городе принято покупать утром на рынке рыбу и отдавать ее готовить в любой соседний ресторан. С рыбой в Йемене особо не церемонятся – ей чистят брюхо и прямо в чешуе быстро пекут на сильном огне. Вкус, тем не менее, отменный, а вместе с местным слоеным хлебом, который только что вытащили из печи, – просто объедение.
Вообще йеменские цены не высоки: вы легко снимете приличный номер в гостинице за $ 20-25, а ваше однодневное меню легко уместится в $ 15. Причем местная кухня вкусна, хотя и лишена разнообразия.
Чтобы путешествовать по стране, туристам необходимо оформить в полиции разрешение с указанием маршрута и дат посещения указанных мест
А вот что удручает в этой стране, так это нищета. Успокаивает лишь то, что просящих кормят остатками еды из ресторанов. И еще один минус - мусор: его довольно много. Особенно раздражают полиэтиленовые пакеты, которые уродуют ландшафты.
За пределами городов можно встретить людей с калашниковыми, хотя это скорее дань моде: огнестрельное оружие, как и джамбию - восточный кинжал с загнутым клинком, - здесь носят в качестве украшения и передают по наследству.
Под стать местным суровым нравам и одежды женщин: все они в никабах, с полностью закрытыми от чужих взглядов лицами и сверкающими в прорезях глазами.
Чтобы посмотреть на жизнь той части местного населения, которое мало знает о цивилизации, можно поехать в Аден через Ат-Турбу. Тут жизнь течет с другой скоростью, люди не ищут перемен, да и не проявляют большого интереса к туристам.
Полная противоположность этим поселениям - город Шибам на востоке Йемена, его еще называют "арабским Манхэттеном". Шибам замечателен тем, что здесь были построены первые в мире "небоскребы" - дома высотой более 30 м. С ним контрастирует находящийся неподалеку (можно долететь за один час и $ 80) Саюн, где в аэропорту вас в обязательном порядке встретит военный, который будет сопровождать вас все время путешествия по провинции, сменяясь иногда на блок-постах. Ощущение, что у тебя есть личный телохранитель с автоматом, несколько необычно.
йеменские цены не высоки: вы легко снимете приличный номер в гостинице за $ 20-25, а ваше однодневное меню легко уместится в $ 15
Провинция Хадрамаут великолепна своими древними городами с уникальной архитектурой – домами, внешние стены которых наклонены внутрь натри-четыре градуса и выкрашены исключительно в светло-коричневый или белый цвета. Местные жители отличаются от прочих йеменцев тем, что едят рис руками, не едят хлеб и не носят джамбию.
Стоит хотя бы на один день задержаться в Мукалле, городе на берегу Арабского моря, чтобы съездить в Бир-Али – место, где находятся красивейшие пляжи и потухшие вулканы с остывшими черными потоками лавы. Рядом с поселком есть заполненный водой вулканический кратер, откуда открывается потрясающий вид на горы и море.
Еще один обязательный пункт - остров Сокотра, прилетев на который, попадаешь в совершенно неповторимый мир. Остров является зоной экотуризма, где есть лишь кемпинги и фантастическая природа. Лес из бутылочных деревьев на горных склонах создает впечатление, что находишься на другой планете. Остров знаменит своей флорой, и, пожалуй, самыми оригинальными выглядят драконовые деревья, которые растут в изобилии в горах, - их изображение даже помещено на одну из йеменских монет.
Местные кемпинги представляют собой небольшую территорию с душем, площадками для палаток и тентами с матрасами, где приятно просто посидеть. Кормят рисом с рыбой, но от избытка впечатлений на ограниченное меню не обращаешь внимания. За ночь в палатке, обед, ужин и завтрак попросят $ 15-20.
На обратном пути пересадка в Аммане предполагала семь часов ожидания, которые удалось превратить в небольшую экскурсию по столице Иордании. Первые же впечатления вогнали мозг в ступор: после Саны Амман выглядел как какой-то конструктор - современный кубизм совершенно не вяжется с древним арабским миром.
***
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.