Русская служба Би-би-си,
28 марта 2013, 05:45
Спустя два года после того, как в Тунисе сменилась власть, одни женщины носят никаб с удовольствием, другие же боятся потерять права, которые имели в дореволюционный период.
Я пришла в гости к Аридже Нассер, которая живет в небольшом пыльном тунисском городке Гафса. Аридже целует меня в обе щеки - через черный материал никаба.
После тунисской революции 2011 года Аридже решила, что она будет ходить в никабе, который полностью, за исключением глаз, закрывает лицо и тело женщины.
"Когда я иду по улице в никабе, я чувствую себя принцессой, - рассказывает Аридже. - До революции нам запрещали носить никаб и даже хиджаб, а сейчас мы чувствуем, что следовать религии стало легче".
Революция 2011 года принесла новые религиозные свободы Аридже Нассер и другим тунисцам, придерживающимся консервативных взглядов.
Ан-Нахда
В правительстве Туниса на сегодняшний день преобладают члены исламистской партии Ан-Нахда. Новые власти Туниса положили конец агрессивному секуляризму, определявшему политику дореволюционного периода, и на улицах Туниса все чаще можно встретить бородатых мужчин и женщин в никабах.
Подобные изменения беспокоят некоторых тунисских женщин.
Не так давно на главной улице столицы страны, проспекте Хабиб Бургиба, прошла демонстрация, в которой приняло участие 800 человек. Протестующие скандировали "За светское государство" и "Против партии мусульманского братства".
Несколько женщин агитировали проходящих мимо девочек-подростков поучаствовать в демонстрации. "Присоединяйтесь к нам - от этого зависит ваше будущее", - говорили они.
"С точки зрения прав женщин Тунис всегда были продвинутой страной в арабском мире, но сейчас, к сожалению, есть опасность того, что наши права будут подорваны", - рассказывает участвующая в демонстрации блогер Лина Бан Мхенни.
"До революции мы требовали больше прав, призывали к полному равноправию мужчин и женщин, а теперь мы просто пытаемся не потерять тех прав, которые у нас уже есть", - добавляет она.
"Продвинутая страна"
Во времена правления президента Зин Абидин Бен Али у тунисских женщин было больше прав, чем у женщин в других арабских странах.
Несмотря на то, что у мужчин в Тунисе больше, чем у женщин, прав на наследство, у тунисских женщин есть равное с мужчинами право на развод, а многоженство запрещено.
Новое правительство Туниса, в котором доминирует исламская партия Ан-Нахда, сохранило эти права.
По словам высокопоставленного члена политбюро Ан-Нахды Саида Ферджани, партия "не собирается никого заставлять менять стиль жизни, ее цель - защищать свободу".
В проекте тунисской конституции первоначально говорилось о том, что "мужчина и женщина дополняют друг друга в семье в соответствии с идеологией Ан-Нахды", но после протеста групп, защищающих права женщин, формулировку изменили на "равенство мужчин и женщин".
"Возьмем, например, эту девушку, которая протестовала с голой грудью, - сказал Саид Ферджани, - мы защищаем ее права, но одновременно мы защищаем право женщины носить никаб".
Девушка, которую имеет в виду Саид Ферджани – 19-летняя студентка Амина.
Она основала страничку на Facebook для тунисских женщин, поддерживающих международное феминистское движение "Фемен", которое устраивает протесты с голой грудью.
Представители Ан-Нахды открыто не критикуют Амину, но один из известных тунисских салафитов призвал наказать ее розгами и до смерти забить камнями.
"Открытие религии"
Многие тунисские женщины боятся потерять свои права.
Директор тунисского отделения правозащитной организации Human Rights Watch Амна Гелали признает, что с юридической точки зрения статус женщин в стране никак не изменился. Однако, по ее словам, "в обществе происходят глубокие перемены".
"Все больше консерваторы и салафиты навязывают людям свое видение общества и религии. Я думаю, что это может сильно сказаться на положении женщин", - сказала Амна Гелали.
Тунис остается более либеральной страной, чем ее соседи. Многие женщины выходят на улицу с непокрытой головой и даже имамы и представители Ан-Нахды готовы жать руку женщинам при встрече. Однако все больше женщин решают носить никаб, который раньше был запрещен в Тунисе.
Все чаще на улицах можно увидеть мужчин, одетых как салафиты – в одежде до пят, в шапочке на голове и с длинной бородой.
Некоторые женщины жалуются на то, что на них оказывают давление, чтобы они носили хиджаб, а молодые мужчины говорят, что их уговаривают отказаться от алкоголя или игры в домино.
Шейх Мохаммед Носеф Нассер, школьный учитель и имам местной мечети в городе Гафса, говорит, что после революции в Тунисе вырос интерес к исламу.
"Люди заново открывают для себя религию, и это естественно, - сказал он. - Раньше на утренней молитве у меня в мечети был только один ряд молящихся, а теперь – пять или шесть, в основном, молодых людей.
"Личный выбор"
Многие сторонники светского режима в Тунисе винят в этих изменениях влияние из-за рубежа, в основном, из Саудовской Аравии и Катара.
Тунисские исламисты настаиваиют на необходимости защищать ценности ислама и арабскую идентичность после многих лет их подавления режимами Бен Али и Хабиба Бургибы.
"Я была так счастлива когда мне разрешили носить никаб", - рассказывает Аридже Нассер.
Когда я с ней беседовала, она проверяла, нет ли на смартфоне послания от ее жениха, и на руках у нее были черные перчатки – из-за того, что в комнате находился ее двоюродный брат. Как только он вышел, она сняла перчатки, подняла хиджаб и показала мне свое красивое круглое лицо.
"Я учусь и учусь хорошо. Я влюблена, у меня обычная жизнь", - говорит она.
"Никаб мне не мешает. Это мой личный выбор. Люди должны сами выбрать ислам – силой их верить не заставишь".
Она говорит, что когда она начала носить никаб, в Гафсе в нем ходило очень немного женщин. "Теперь, нас в никабах человек 30", - говорит Аридже.
Она называет две причины, по которым, как ей кажется, либеральные женщины Туниса чувствуют себя некомфортно, когда видят женщин в никабах.
"Первая заключается в том, что они не привыкли видеть "настоящих исламистов".
Вторая причина в том, что некоторые группы салафитов-джихадистов подрывают доверие ко всем салафитам.
Предназначение мужчин и женщин
Джамал Бутури, 23-летний имам-салафит из Кассерина, согласен с этим. Я встретилась с ним у него на работе, в авторемонтной мастерской.
"Тунисские женщины боятся, потому что они ничего не знают об идеологии ислама. Но есть салафиты, которые порочат имя всех салафитов", - говорит он.
"Наше отношение к женщинам основано на уважении и на том, что каждый человек должен следовать предназначению своей жизни.
"Сейчас мы стали свидетелями непонимания того, в чем заключается предназначение мужчины и женщины", - добавляет он.
Именно такие заявления салафитов заставляют некоторых туниских женщин волноваться.
Многие противники Ан-Нахды уверены, что партия тайно сотрудничает с салафитами.
"Ан-Нахда верит в том, что люди могут свободно выражать свое мнение, верить в то что они хотят, но без насилия. Если вы не участвуете в насилии, пожалуйста, носите никаб или бикини на пляже, нам все равно. Но не навязывайте свой стиль жизни другим", - говорит Ферджани.
Но Самира Алуи, учительница из Кассерина, как и многие другие тунисские женщины, считает подобные заявления пустыми.
"Члены Ан-Нахды - лицемеры, - говорит она. - Никогда нельзя быть уверенным, что именно они думают. Они просто прикрываются религией. Но в том, что касается прав женщин, мы хотим двигаться вперед, а не назад".
Источник: Русская служба Би-би-си