Фото: lib-art.com
Фрагмент фрески Отделение света от тьмы
Американские нейрохирурги заявили, что обнаружили завуалированное изображение головного мозга человека на одной из фресок Микеланджело в Сикстинской капелле.
Сотрудники университета Джонса Хопкинса нейрохирург Рафаэль Тамарго (Rafael J. Tamargo) и медицинский иллюстратор Иан Сук (Ian Suk) рассказали, что структуры мозга были вписаны художником в шею и подбородок Бога-творца на фреске Отделение света от тьмы.
В статье, опубликованной в журнале Neuroscience, исследователи обращают внимание на не соответствующие нормальной анатомии человека выпячивания и впадины на шее центрального персонажа композиции.
Тамарго и Сук считают, что эти деформации представляют собой изображение нижней поверхности головного мозга, сообщает The New York Times.
Нейрохирурги предположили, что Микеланджело, изучавший анатомию человека, хотел углубить значимость этой фрески и увековечить свои достижения в этой области, включив изображение сложной структуры мозга в образ Бога.
По их мнению, художник стремился сосредоточить внимание зрителей на рассматриваемом ими фрагменте фрески с помощью позы центрального персонажа, положения его подбородка, укороченной, по сравнению с другими изображениями ветхозаветного Бога кисти Микеланджело, бородой, а также особенностей игры света и тени.
Тамарго и Сук - не первые исследователи, попытавшиеся обнаружить следы анатомических упражнений Микеланджело в работах художника. В 1990 году автор статьи, опубликованной в Journal of the American Medical Association, описал обнаруженное им изображение мозга человека на другой фреске Сикстинской капеллы - Сотворении Адама. Несколько позже нефролог из американского Университета Бэйлора усмотрел на другой фреске художника изображение почки.
Историки искусства по-разному отнеслись к находке Тамарго и Сука. В частности, преподаватель истории живописи из Калифорнийского университета Джоанна Вудс-Марсден охарактеризовала их исследование как "полную бессмыслицу", построенную на произвольной разметке ренессансных полотен. В то же время, специалист по живописи эпохи Ренессанса Гейл Гейгер из Университета Висконсина заявила, что считает работу исследователей добротной, а их аргументы - достаточно убедительными.
Тем временем британские ботаники исследовали другую знаменитую картину - Венера и Марс кисти Боттичелли и пришли к выводу, что на полотне изображен Дурман обыкновенный, а изображенный на картине бог войны находится под воздействием одурманивающих веществ.