Мона Лиза была жестокой сердцеедкой, одной из самых ярких женщин эпохи Ренессанса, утверждает историк Магдалена Зест в своей книге Катерина Сфорца - Мона Лиза. История одного открытия.
Загадка знаменитой картины Леонардо да Винчи продолжает будоражить умы искусствоведов и историков на протяжении вот уже пяти веков. И сегодня специалисты задаются вопросом: так кто же на самом деле изображен на одном из самых знаменитых живописных полотен в мире? Немецкий историк Магдалена Зест (Magdalena Soest) пытается найти ответ на этот вопрос в своей книге Катерина Сфорца – Мона Лиза. История одного открытия (Caterina Sforza ist Mona Lisa. Die Geschichte einer Entdeckung).
Издание увидело свет в конце 2011 года, а впервые свои предположения исследовательница озвучила еще в 2002 году. 10 лет госпожа Зест скрупулезно собирала факты, которые могли бы потвердеть ее гипотезу. По словам Зест, есть две основные и наиболее популярные версии по поводу того, кто же изображен на картине. Первая гласит, что картина - это автопортрет самого художника, вторая - что на полотне изображена Лиза Герардини.
Мона Лиза - это сам Леонардо да Винчи?
Теорию о том, что Мона Лиза - это автопортрет художника, выдвинула в 1986 году американка Лилиан Шварц. Она с помощью специальной компьютерной программы сопоставила изображение лиц живописца и его "героини" и обнаружила между ними якобы несомненное сходство.
По словам Зест, версия, что великий художник изобразил на полотне сам себя, не выдерживает никакой критики. "Подобное можно проделать со многими картинами. Возьмите два похожих портрета - по постановке, положению тела, методике исполнения. Они будут идентичны! Таким образом, теория Шварц абсолютно безосновательна", – уверенна Зест.
Мона Лиза - это Лиза Герардини?
Согласно другой, не менее популярной версии, Леонардо изобразил на своей картине Лизу Герардини - жену флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Зест и к этой гипотезе относится скептически.
"То, в какой технике написана "Мона Лиза", доказывает, что полотно было заказано лицом княжеского рода. Исходя из этого, жена торговца не могла быть запечатлена на подобной картине. По тем временам это было бы явным попранием общественной морали, за которым даже мог последовать штраф", - утверждает Зест.
По словам немецкой исследовательницы, еще одним неоспоримым фактом, доказывающим несостоятельность гипотезы, является то, что дама на картине да Винчи изображена в траурном платье. А Лиза Герардини в то время, когда был написан портрет, вдовой не была. Кроме того, молодая женщина не могла быть изображена на фоне безликой, мертвой природы, которая как бы призвана подчеркнуть ее траур. А ведь именно такой пейзаж мы видим на картине Леонардо да Винчи.
Мона Лиза – "тигрица"?
Согласно теории самой Магдалены Зест, на знаменитой картине Леонардо изображена графиня Катерина Сфорца – одна из самых известных и ярких женщин эпохи Ренессанса.
Катерина Сфорца, внебрачная дочь миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца, родилась в 1463 году. Эта женщина прожила яркую, насыщенную жизнь, за время которой успела сменить троих мужей, родить одиннадцать детей, поруководить карательными операциями и провести год в заточении в замке Святого Ангела в Риме. Остаток своей жизни она провела во Флоренции, где и умерла в возрасте 46 лет.
По словам Зёст, графиня вполне могла привлечь внимание Леонардо да Винчи. Ему нравились необычные, яркие люди, а Катерина как раз входила в их число. "Сфорца была невероятно красива, умна, пользовалась большим успехом у мужчин. Она обладала ангельской внешностью и суровым мужским характером. Современники сравнивали ее с тигрицей, чтобы подчеркнуть ее жестокость и красоту", - рассказывает Зест.
"Дама с жасмином" - прообраз Моны Лизы?
В качестве подтверждения своей теории исследовательница призывает обратить внимание на картину итальянского художника Лоренцо ди Креди под названием "Дама с жасмином". На ней мастер изобразил Катерину, когда той было 25 лет.
Впервые эту картину Зест увидела в 1995 году во время своего отпуска в Италии. Сходство женщины, изображенной на полотне художника, и госпожой Лизой Леонардо поразило ее. "Я не могла сдвинуться с места, - вспоминает Зест. - Перед моими глазами была Мона Лиза! Молодая Мона Лиза". Магдалена Зест не поленилась провести детальный анализ различных частей лиц графини и женщины, изображенной на картине Леонардо да Винчи. "Картины были написаны с интервалом в двадцать лет. Но со временем отдельные черты лица не меняются. Это вам подтвердит любой криминалист", - объясняет Зест.
У версии Магдалены Зест уже есть как свои сторонники, так и свои противники. Дискуссия относительно того, кого же на самом деле изобразил да Винчи, разгорается с новой силой. Кажется, именно этого и добивался живописец, еще при жизни известный как большой любитель шарад и загадок...
Автор: Анжелика Белозер
Редактор: Дарья Брянцева