На выставке Культ тела, открывшейся в минувший уикенд в Лондоне, представлено около 50 снимков как хорошо известных мастеров вроде Александра Чекменева, Романа Пятковки, Валерия и Натальи Черкашиных, так и новичков.
Собрал их вместе опытный куратор и фотограф с солидным стажем Михаил Педан. Бывший харьковчанин живет в Стокгольме, где у него собственная фотошкола. Он принимает активное участие и в деятельности основанного в 2011 году объединения Украинская фотографическая альтернатива. Меньше чем за полтора года существования УФА организовала несколько выставок в Украине, а также представила работы своих участников на Московской биеннале современного искусства и фотофестивалях в Китае и США.
В Хьюстоне снимки украинских фотографов заметило лондонское арт-агентство Leisure, идеология которого состоит в том, что актуальные, с их точки зрения, явления современного искусства стоит демонстрировать не в привычных галерейных, а в преимущественно публичных пространствах. Leisure пригласило УФА в британскую столицу.
Михаил Педан решил посвятить лондонскую экспозицию актуальной ныне проблеме телесности - далеко не все тела на снимках прекрасны и совершенны, и даже атлетические фигуры иной раз вызывают смех.
"По сути, Культ тела - это небольшое исследование, посвященное отношениям человека с самим собой. Авторы словно призывают зрителей задуматься о том, что происходит с теми, кто слишком заботится о своей мускулатуре, что делает с нами страх старения, как примириться с собственной действительной или мнимой физической ущербностью и можно ли вообще освободиться от тревог по поводу своего тела<...>", пишет автор статьи Мария Хрущак.
Одновременно в экспозиции присутствуют изысканные с формальной точки зрения работы, отсылающие к классическим кадрам мастера мужского ню конца ХIX века Вильгельма фон Гледена и опытам изображения американца Джоеля-Питера Уиткина.
Открытие выставки не случайно совпало с началом Олимпийских игр в Лондоне. Михаил Педан утверждает, что, представляя в качестве идеала "накачанных химией атлетов, многомиллиардная индустрия Олимпийских игр спекулирует на мечте" и служит тем же целям, что и гламур, навязывающий обществу фальшивые, не имеющие ничего общего с реальностью образцы "красавцев и красавиц". Культ тела, по замыслу куратора, предлагает "новые идеалы и идеи".