Корреспондент.net,
19 февраля 2013, 14:15
Фото: metmuseum.org
Работа из серии Оливковые деревья ван Гога
Наследница состояния греческого миллиардера Базила Гуландриса заявила о махинациях управляющей компании, из-за которых "пропали" 83 картины классических художников, включая работы Ван Гога, Ренуара, Моне, Шагала и одиннадцать картин Пикассо.
Дело о мошенничестве рассматривает суд швейцарской Лозанны, сообщает
Bloomberg, ссылаясь на показания участников разбирательства, в том числе на
двух неназванных обладателей копий уголовного дела.
Миллиардер и
нефтяной магнат Гуландрис собирал живопись на протяжении нескольких десятилетий
по инициативе своей жены Элизы. В 1994 году умер сам магнат, а в 2000 году - его
жена.
Принадлежавшие паре произведения искусства согласно завещанию
распределялись специально созданной управляющей компанией Elise Goulandris
Foundation.
По завещанию треть состояния отходила племяннице магната Аспаcии
Замис и ее сестре, треть - другой племяннице магната, и еще одна треть - канадским
племянникам супруги миллиардера.
Однако при
дележе наследства выяснилось, что в коллекции недостает 83 картин, в том числе
работы Ван Гога из знаменитой серии,
изображающей оливковые деревья.
Адвокаты управляющей компании предоставили договор, согласно
которому в 1985 магнат якобы продал картины фирме Wilton Trading,
зарегистрированной в Панаме. При этом владельцем фирмы являлась Мария
Гуландрис, сестра жены магната, которая до своей смерти в 2005 году жила в
Нью-Йорке. Это подтверждает сын Марии по имени Питер Джон.
Согласно
договору, десятки картин были проданы всего за в общей сложности 31,7 миллиона
долларов. При этом эксперты оценивают одну лишь картину Ван Гога в 120
миллионов, а рыночную цену всей "пропавшей" коллекции - в более чем 781 миллион
долларов.
Наследница Аспасия Замис приводит множество доводов, подвергающих сомнению
подлинность сделки. Например, она приводит документы, согласно которым магнат с
женой сдавали якобы проданные картины галереям и выставкам, в том числе Музею
современного искусства в Нью-Йорке.
При этом в договорах с галереями собственниками указана
греческая пара. Также некоторые картины продавались еще при жизни супругов, в
том числе на аукционе Sotheby's, и в списке бывших владельцев ни одной из
картин не фигурируют ни фирма Wilton Trading, ни Мария Гуландрис.
Также Замис
обратила внимание на то, что вид бумаги, на которой напечатан договор о
продаже, не был изобретен до 1988 года. А с 1988 года магнат не мог подписать
никакого договора, так как страдал тяжелой степенью болезни Паркинсона и "не
мог даже надеть очки".
Помимо этого Замис добавляет, что картины постоянно находились в
особняке магната, и даже приводит фотографию себя на фоне работ из конца 80-х
годов.
Питер Джон
Гуландрис объяснил в суде коллизию с картинами тем, что Wilton Trading после
покупки якобы оставила картины на хранение у магната. Однако по словам
гостивших у магната экспертов рынка живописи, пара всегда демонстрировала
картины как свою собственность.
По словам Замис,
больше всего ее удивило, что все остальные наследники встали на сторону Питера
Джона и управляющей компании. Она никак не прокомментировала, считает ли она
это сговором.