В результате двухнедельной оккупации острова Бирючий в Азовском море восходящие звезды украинского изобразительного искусства создают то, что привлекает сюда коллекционеров, арт-дилеров и аукционистов со всего мира. Ежегодный симпозиум без всяких рамок и границ превращается в одно из самых амбициозных арт-событий страны, - пишет Екатерина Богданович в № 37 журнала Корреспондент от 20 сентября 2013 года.
Напротив спального корпуса турбазы Золотой берег на острове Бирючий
в Азовском море застывает свежеизготовленная бетонная чаша. В центре чаши возвышается
бетонный же столб, из него торчит черный шланг. Это будущий фонтан. На его бортике
пока разложены бутерброды и стоит бутылка пива.
Тем временем с десяток молодых
художников во главе с Жанной Кадыровой, которую уже несколько лет именуют “восходящей
звездой украинского изобразительного искусства”, водружают на столб металлический
купол, напоминающий шляпку мухомора.
Это типичная сцена из жизни
обитателей арт-резиденции Бирючий
- уникального для Украины проекта, в рамках
которого в последние годы десятки художников в начале сентября оккупируют уединенную
базу отдыха на Азове. В течение двух проведенных здесь недель они создают произведения,
из которых затем формируется финальная экспозиция.
На Бирючий приезжают мастера изобразительного искусства и эксперты самого высокого ранга - коллекционеры, галеристы, арт-дилеры
Чтобы увидеть ее, на Бирючий приезжают мастера изобразительного искусства и эксперты самого высокого
ранга - коллекционеры, галеристы, арт-дилеры. Это не только украинцы - к примеру,
к Бирючьему и его талантам пристально присматриваются специалисты одного из
крупнейших аукционных домов мира, Sotheby’s.
Идея перенести популярный в
мире формат резиденции на местный грунт родилась у Геннадия Козуба, запорожского
ресторатора и любителя искусства, восемь лет назад во время дружеского пикника на
морском побережье. К 2013-му Бирючий
перерос в масштабный проект, а Козуб теперь
выполняет функции организатора, администратора и одного из меценатов мероприятия.
В разные годы участниками и
гостями арт-съезда становились как начинающие художники, так и признанные и дорогие
мэтры вроде Александра Ройтбурда, Сергея Браткова и Олега Тистола. Последний, переступив
новый, $ 50-тысячный аукционный рубеж - на апрельских торгах аукционного дома
Phillips de Pury его работа была продана за $ 54 тыс., - приехал на Бирючий и в этом году.
В дни симпозиума - так художники
называют время создания произведений искусства на острове - живут в одном из корпусов
базы отдыха или в деревянных домиках на берегу. На стенах этих же коттеджей в итоге
вывешивают готовые работы.
В разные годы участниками и гостями арт-съезда становились как начинающие художники, так и признанные и дорогие мэтры вроде Александра Ройтбурда, Сергея Браткова и Олега Тистола.
Хотя не только творчество манит
на Бирючий мастеров всех жанров и статусов, но и возможность пообщаться: по
вечерам богемная жизнь концентрируется в местном баре Бирюк. Впрочем, судя по количеству
и качеству представленных работ - холстов, графики, скульптур, граффити и инсталляций,
- большую часть времени художники здесь все же работают.
Никаких ограничений по выбору
формы, жанра или сюжетов организаторы не предъявляют - именно эту свободу особенно
ценят и художники, и эксперты.
“Тут ты вырабатываешь новый
способ существования, отсекаешь ненужное, переходишь на следующий уровень”, - перечисляет
Корреспонденту достоинства Бирючьего
Кадырова, второй год принимающая участие в
арт-форуме.
Кроме свободы самовыражения
художники находят и покупателей. В прошлом году десять картин прямо с морского побережья
отправились в личные коллекции состоятельных украинцев.
“Над проектом не довлеет официальное,
галерейное кураторство, которое требует взамен каких-то обязательств по выдержке
стиля или направления, - здесь абсолютная демократия”, - делится мнением о резиденции
столичный предприниматель и коллекционер Виктор Савкив, пополнивший свое собрание
купленной на Бирючьем
работой киевского художника Юрия Пикуля Аллея.
Никаких ограничений по выбору формы, жанра или сюжетов организаторы не предъявляют - именно эту свободу особенно ценят и художники, и эксперты
Поработавшие на острове художники
получают также возможность завести полезные знакомства. Например, в этом году влиятельный
украинский арт-дилер Игорь Абрамович, в числе заслуг которого вывод на международные
аукционы украинца Анатолия Криволапа и превращение его в самого дорогого отечественного
художника, привез на остров директора российского Sotheby’s Ирину Степанову и эксперта
по формированию частных коллекций лондонского Sotheby’s Алину Девей. Тут же налаживаются
и другие не менее важные зарубежные контакты.
“Я увидел здесь очень много
художников, достигших высочайшего профессионализма, несмотря на то что они еще очень
молоды”, - говорит изданию гость Бирючьего
Массимо Мелотти, итальянский арт-критик, специалист
по международным связям музея современного искусства Castello di Rivoli в Турине.
Мелотти курирует аналогичные
творческие резиденции в Индии, Швейцарии, Италии и других странах. В следующем году
он намерен прислать на Азов пять итальянских художников, а несколько украинцев получат
ответное приглашение в Турин.
У западных экспертов уже сложилось
вполне положительное представление о современном украинском искусстве. Массово его
представители “перешли границу” в 2009 году - тогда работы сразу нескольких из них
были впервые выставлены на торгах Sotheby’s. Продалась половина из двух десятков
полотен, суммарная выручка превысила $ 200 тыс.
У западных экспертов уже сложилось вполне положительное представление о современном украинском искусстве.
Осенью 2011-го украинцы уже
дебютировали на Christie’s: обе выставленные работы, Тистола и Криволапа, были проданы
за $ 16 тыс. и $ 20 тыс. соответственно. На еще одном лондонском аукционе,
Phillips de Pury, картины опять же Криволапа регулярно били собственные рекорды
- последний нынешним летом составил $ 186,2 тыс. В этом же ценовом сегменте продаются
и западные именитые современные художники.
Новым доказательством актуальности
отечественного искусства станет масштабная выставка украинских мастеров, которая
пройдет в октябре в лондонской Saatchi Gallery, известной законодательнице арт-моды.
“В ней очень много молодых авторов
будут принимать участие, позже эта же экспозиция, возможно, будет выставлена в галерее
Tate. Я считаю, что в мире есть интерес к украинским художникам!” - воодушевлена
Наталия Маценко, одна из кураторов Бирючьего-2013.
В свою очередь, проекты, подобные
Бирючьему, по ее мнению, дают возможность реализоваться малоизвестным украинским
художникам. “Молодое поколение очень требовательно, они высоко себя ценят и хотят
быть признанными не только на родине, но и за границей”, - говорит Маценко.
***
Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 20 сентября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.