Корреспондент.net,
16 октября 2013, 17:12
Фото: фрагмент Бетховенского фриза Густава Климта
Бетховенский фриз находился во владении семьи Ледереров с 1915 года
Наследники австрийского коллекционера Эриха Ледерера потребовали у австрийского правительства вернуть их семье Бетховенский фриз Густава Климта. Представители семьи Ледереров утверждают, что власти вынудили их предка продать шедевр Климта по заниженной цене, сообщает The New York Times.
Бетховенский фриз находился во владении семьи Ледереров с 1915 года. После конфискации имущества нацистами у еврейских семей в 1938 году фриз стал государственной собственностью и хранился в государственных запасниках до 1950-х годов, когда Эрих Ледерер был восстановлен в правах собственника.
К тому моменту семья Ледерера эмигрировала в Швейцарию и не смогла получить значительную часть своей коллекции предметов искусства, в том числе фриз Климта, из-за экспортных ограничений, введенных австрийским правительством после Второй мировой войны.
Наследники Эриха Ледерера утверждают, что власти Австрии позволили их родственнику получить большую часть своего собрания лишь когда он согласился продать им Бетховенский фриз за $750 тысяч, что было вдвое ниже оценочной стоимости, заявленной экспертами Christie’s.
Профессор юриспруденции Георг Граф, представляющий Ледереров в суде, заявил: "В то время как Австрийская республика формально вернула фриз владельцу после войны, она буквально принудила Эриха Ледерера продать его обратно, введя запрет на экспорт произведений искусства".
В 2009 году в Австрии приняли поправки к закону о возмещении убытков семьям, пострадавшим от нацистов. По словам юриста семьи Ледереров, имущество, проданное после войны по заниженным ценам, подпадает под эту поправку. В 1999 году Австрия уже вернула в их семейную коллекцию полотна Эгона Шиле и Джентиле Беллини, которыми также пришлось пожертвовать, чтобы получить разрешение на экспорт остальных предметов искусства из собрания.
34-метровый Бетховенский фриз Густава Климта, который называют символическим воплощением последней симфонии Бетховена, был создан в 1902 году специально для выставки художественного объединения Венский Сецессион.
Фриз состоит из трех частей: двух боковых панелей по 13, 92 метра каждая и средней части длиной 6,3 метра.
Первая стена назвается Тоска по счастью, на ней изображен золотой рыцарь, идущий на борьбу с силами зла и две провожающие его женские фигуры, символизирующие победу.
Торцовая стена - Враждебные силы - изображает силы зла (три горгоны, великан Тифон, женские фигуры, символизирующие сладострастие, похоть и несдержанность). Композиция на второй длинной стене изображает ряд фигур, символизирующих радость, поэзию и искусство.
Изначально фриз задумывался как временный, созданный только для выставки, поэтому Климт создавал его с тем расчетом, чтобы все панели можно было снять со стены. В настоящее время произведение хранится в месте своей первой экспозиции — в востановленном выставочном зале Дом Сецессиона в Вене - и доступен для широкой публики.