UA
 

Сними себя, если сможешь

24 января 2009, 14:54
0
16
Сними себя, если сможешь
Фото: Фото Натальи Кравчук/Журнал Корреспондент
Мировые знаменитости вообще частые гостьи в студии Тейлор-Вуд, тем более что многие из них - ее друзья

Знаменитая и дорогая художница британка Сэм Тейлор-Вуд показала, на что способны люди ради искусства, - сфотографировала себя раздетой и висящей в воздухе. Этот и другие ее эпатажные снимки представлены в Киеве.

Британская фотохудожница Сэм Тейлор-Вуд расписалась на своих работах довольно оригинальным способом - использовав себя в качестве модели. Хрупкая и почти раздетая блондинка, балансирующая на стульях в невероятных позах в серии Стул Брэма Стокера или улетающая на воздушных шарах на фотографиях из серии Побег художника, — это она, одна из самых известных и дорогих современных мастеров.

С 16 января эти и другие работы 41-летней Тейлор-Вуд можно увидеть в столичном Центре современного искусства PinchukArtCentre. Ее работы там соседствуют с групповой выставкой российских художников 21 Россия и персональной - молодого японского художника Кейты Сугиуры.

Однако звезда этого триумвирата, безусловно, англичанка, стоимость работ которой доходит до $ 15-20 тыс. А фото обнаженной Кейт Мосс, сделанное Тейлор-Вуд для организованного Элтоном Джоном благотворительного проекта Four Inches (Четыре дюйма), было продано за $ 57 тыс.

Мировые знаменитости вообще частые гостьи в студии Тейлор-Вуд, тем более что многие из них - ее друзья. И их список пополняется: природное обаяние и непосредственность у Тэйлор-Вуд сочетается с вежливостью и внимательным отношением к собеседнику. Хулиганить и эпатировать она позволяет себе только в творчестве, зато тут уж - с размахом.

Сэм Тейлор-Вуд, британская фотохудожница:  Когда мне говорят: вот, купили твою работу и хорошо заплатили - я всегда удивляюсь: "Что, правда? Можно, я еще одну им дам?

Начинала она, как и многие ее коллеги, с эпатажа и пародий на работы классиков. Когда-то, еще в 1993 году, Тейлор-Вуд сняла себя в позе Венеры Милосской, но в майке с надписью Fuck, Suck, Spank, Wank (Трахай, соси, шлепай, мастурбируй) и со спущенными штанами. А Пьета (2001), где она держит на руках актера Роберта Дауни-младшего, — явная аллюзия на знаменитую Мадонну с Христом кисти Микеланджело.

Расправившись с великими, художница увлеклась видеоинсталляциями на тему жизни и смерти. Так, в Натюрморте (Still Life, 2001) неподвижная камера показывает блюдо с фруктами, которые медленно проходят все стадии разложения, превращаясь в гниль. А в работе Эта белая лихорадка, представленной в 2007 году в украинском павильоне на Венецианской биеннале, она запечатлела разложение белого лебедя на теле вполне живой девушки.

Теперь, когда за плечами Тейлор-Вуд звание Самого многообещающего молодого художника на Венецианской биеннале - 1997, номинация на престижную премию Тернера в 1998 и успешное 13-летнее сотрудничество с одной из самых известных лондонских галерей White Cube, эпатирует она по-другому.

Например, уговорив позировать себе рыдающими известнейших голливудских и британских актеров-мужчин - чтобы показать слабость сильного пола. А оркестр BBC для своей инсталляции Выдох она заставила играть без инструментов.

Среди ее знаменитых моделей есть и украинцы - в их числе воспитанник Киевского хореографического училища Иван Путров, ныне звезда лондонского оперного театра Covent Garden. После съемки Тейлор-Вуд называет выдающегося танцовщика своим другом. А недавно художница фотографировала братьев Кличко, причем тепленькими - сразу после поединков.

О том, как она "ловила" боксеров, почему сама часто позирует для своих работ и о будущем проекте Тейлор-Вуд рассказала Корреспонденту.

- Поделитесь техническим секретом - как Вы добивались тех невероятных поз, в которых запечатлены на фото?

- О, это просто много бандажей и разных подвесок, фиксаторов. Довольно-таки болезненная процедура, должна признаться! Потом, на готовой фотографии, эти ремни зарисовывали.

- И, наверное, Вы использовали автоспуск? Нельзя же быть моделью и фотографом одновременно.

- У меня есть ассистент, который нажимал на спуск. То есть я выставляла камеру и свет, потом он делал свое дело. А я, помню, постоянно кричала: "Быстрее, быстрее!" - потому что висеть на этих бандажах, знаете, очень неприятно.

- То есть использовать себя в качестве модели Вы решили, потому что не хотели подвергать других людей таким издевательствам?

- Точно! (Смеется.) Никто другой на такое бы не согласился.

- А по какому принципу отбирались работы для экспозиции в Киеве?

- Для меня было очень важно представить новые работы, чтобы выставка не была слишком ретроспективной. Так что мы просмотрели новинки, затем выставочное пространство [PinchukArtCentre], и… ну, мне кажется, все хорошо вписалось!

- Здесь выставлены также Ваши работы из украинского павильона с прошлой Венецианской биеннале, которые сейчас в коллекции Виктора Пинчука. У Вас нет с ним соглашения о том, чтобы после выставки что-то из новинок тоже осталось в Украине?

- Пока что никакого соглашения у нас нет. Если мне повезет… (Смеется.)

- Я спрашиваю потому, что у Пинчука существует что-то вроде традиции - покупать одну или несколько работ тех художников, которые здесь выставляются…

- О!.. Прекрасная традиция, но… Не знаю, не знаю. Сейчас настали тяжелые [финансовые] времена в мире, и в мире искусства тоже. <…>. Но все циклично, и нужно просто выждать, пока пройдет некоторое время.

- А могли бы Вы упомянуть кого-то из знаменитостей, в коллекциях которых находятся Ваши работы?

- Я бы сказала, что самая важная коллекция, в которой находятся мои работы, - это музей Гуггенхайма и другие выставки, которые открыты для публики. Понимаете, когда начинают вашими работами спекулировать или когда вы что-то создаете, а оно уходит в коллекцию, где никто и никогда кроме хозяина этого не увидит, - не очень приятно.

- Назовите, пожалуйста, Ваш рекорд продаж - самую дорогую работу.

- Не могу. Наверное, это ужасно, но я не знаю, правда! Галерея White Cube занимается всем этим. А я никогда особо не следила за продажами и ценами. У меня что-то вроде страха денег и связанных с ними вопросов. И когда мне говорят: вот, купили твою работу и хорошо заплатили - я всегда удивляюсь: "Что, правда? Можно, я еще одну им дам?" (Смеется.)

- Вы часто снимаете знаменитостей и вот добрались до украинских боксеров Виталия и Владимира Кличко. Почему вдруг они?

- По многим причинам. В частности, мне это было интересно в контексте идеи моих предыдущих работ - уязвимости сильных людей. В каком-то смысле это продолжение серии Crying Man [Плачущий мужчина], где на снимках плачут известные актеры, —- кстати, она должна приехать сюда на этой неделе. То есть идея была — показать влиятельных, сильных мужчин и одновременно их ранимость.

- И как, братья Кличко подходят для таких образов? То есть они одновременно сильные и уязвимые?

- Да! И мне повезло, потому что немногие люди такого уровня так щедры в отношении своего времени. Ведь я снимала их буквально в те минуты, когда они сошли с ринга и сели [отдохнуть]. Это было невероятно - ведь в такие моменты боксеры обычно купаются в обожании, срывают аплодисменты. И столько людей сражаются за их внимание. Я тоже стояла наготове со своей камерой и кричала: "Пожалуйста, не забудьте обо мне!"

- Вы прилетели сюда только на один день, открыть выставку. Какие дела не позволяют Вам задержаться? Наверняка многие украинские знаменитости не отказались бы Вам позировать…

- (Улыбается.) Я делаю художественный фильм в Ливерпуле. И [когда уезжала] все на меня кричали: "Что значит едешь в Киев? Ты нам нужна здесь! Ну ладно, 24 часа, не более". Пришлось пообещать вернуться в течение суток.

- И о чем будет фильм?

- О Джоне Ленноне, его детстве и взрослении, его матери, отношениях в семье и о том, насколько сложны были эти отношения. То есть для меня это продолжение моей работы - о жизненных сложностях, трудностях и преодолении препятствий.

- Вы постоянно затрагиваете сложные, философские материи. И в то же время Ваши работы довольно провокационные, балансируют на грани... Упасть не боитесь?

- Всегда боюсь. Пожалуй, не так в обычной, повседневной жизни… но в том, что касается работы, творчества — этот страх есть всегда.

Это интервью было опубликовано в № 2 журнала Корреспондент от 24 января 2008 года
СПЕЦТЕМА: Венецианская биеннале: кинофестиваль, архитектура и искусство
ТЕГИ: выставкаискусствожурнал Корреспондент
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии