Русская служба Би-би-си,
5 декабря 2011, 13:03
В первые дни после выхода фильма Высоцкий. Спасибо, что живой в московских кинотеатрах аншлаг. Но на фильм о свободолюбивом кумире советского времени многие отправились с неоднозначными ожиданиями.
"Не знаю, очень сложные ожидания. Потому что Высоцкий - это такая глыба, которую трудно интерпретировать сегодня. Я прожил с Высоцким всю свою молодость в том же мире и боюсь, что любые интерпретации будут неадекватны", - поделился с Би-би-си один посетитель центрального московского кинотеатра, преподаватель ВУЗа по профессии.
Другие люди в фойе отмечали, что им интересно посмотреть, похож ли герой фильма на прототип, а также - увидеть, как создателям фильма удалось передать настроения в СССР конца 1970-х.
Сценарий фильма написал сын Высоцкого Никита. Речь в картине идет о пяти днях во время гастролей в Узбекистане, когда Высоцкий пережил клиническую смерть ровно за год до настоящей. К этому моменту он давно был кумиром нации, знаменитым своими дерзкими и красноречивыми песнями о советских реалиях, и одновременно интересной личностью для КГБ.
Но прежде чем смотреть фильм, возможно, лучше освежить в памяти эти моменты биографии артиста, отмечает Би-би-си.
"Существует данность. Есть некий персонаж, который поет какие-то песни, и его преследует КГБ за какую-то непонятную нам смелость. Через год будет Олимпиада, и не нужно, чтобы он возмущал народ. Чем он возмущает народ - это совершенно непонятно", - делится впечатлениями известный санкт-петербургский кинокритик Ольга Шервуд.
"Преследуют по двум параметрам: за творчество и за употребление наркотиков, и вот эта наркотическая тема выходит на первый план. Все вертится вокруг этих наркотиков, но лучше бы нам объяснили, почему он их принимал", - добавляет рецензент.
После сеанса в кинотеатре и потом в интернете мнения варьировались от "Сильный фильм, очень понравилось" до "по десятибалльной системе фильму можно поставить"-100", бросить его на полку и никогда больше не вспоминать о нем".
Команда, работавшая над фильмом, была готова к критике и отстаивает сценарий картины.
"Этот фильм посвящен Владимиру Семеновичу, - подчеркивает режиссер картины Петр Буслов. - Мы делали его с огромным чувством к нему".
"Человек он был противоречивый, и мы старались показать разные стороны его характера. И я считаю, что нам это удалось", - добавляет режиссер.
Картина была спродюсирована при участи Первого канала российского телевидения. Из изобретательной рекламной компании, продолжавшейся почти год, было понятно, что готовят не камерную документальную ленту, а красочный драматический фильм, обреченный на коммерческий успех. Возникают сомнения, насколько этот формат соответствовал бы принципам самого барда.
"Был выбран глянцевый голливудский формат биографического фильма, построенного по определенным канонам. И вот в данном случае эти каноны оказались сильнее, чем образ самого Высоцкого – для нас, людей, которые уже в возрасте и с ним прожили всю свою юность", - говорит Ольга Шервуд.
Критик отмечат, что по канонам современного массового кино фильм сделан качественно - "он заставляет переживать, там существует герой, существует смерть, которая рядом с ним, существует любовь, существуют разные драматические события".
"Но только это не Владимир Семенович, потому что Владимир Семенович не терпел никаких канонов. Никаких шаблонов он не признавал и старался вырваться из колеи, как все мы хорошо знаем", - считает Ольга Шервуд.
Работа над фильмом продолжалась пять лет, и, как рассказывает режиссер Петр Буслов, команда приложила массу усердия и фантазии, чтобы изобразить эпоху максимально детально.
"Была задача воссоздать мир конца семидесятых, предолимпийскую Москву. Все приметы времени, которые помнят люди, мы воссоздавали по крупицам. Мы делали это в кадре, а потом и с компьютерными студиями, потому что даже асфальт сейчас выглядит по-другому", - рассказывает Петр Буслов.
"В сцене с Мерседесом, когда Владимир Семенович по городу ездит - это все компьютерщики вычищали. Казалось бы, здания сохранились, а вид у них все равно другой - европакеты, кондиционеры", - добавляет режиссер.
Одной из главных тем обсуждения, еще до того, как фильм вышел, стала голова киногероя Высоцкого, которая в трейлерах выглядела немного великоватой актеру. При этом лицо героя было как две капли воды похоже на прототип.
Силиконовая маска и грим - это до сих пор единственное, что мы официально знаем об исполнителе главной роли. В интернете спекулировали, что это, скорее всего, Сергей Безруков, и люди даже сравнили его мочки ушей с ушами Высоцкого в фильме.
"Ну вот этот мужчина, который там ходит - это, конечно, странная фигура. Видно, что борода у него не растет, - говорит Ольга Шервуд. - При этом Валерий Плотников, фотограф, который снимал Высоцкого больше и лучше всех, я его сразу после сеанса, на котором он тоже был, спросила: похож или нет? Он сказал: "похож". Ну, если Плотников сказал: "похож…"
На предпремьерном показе картины о Высоцком побывал Владимир Путин, который назвал ее "замечательным фильмом". Одобрение премьера, как и тот факт, что фильм монтировала и выпускала компания "Дирекция кино Первого канала", опять-таки вызывает много вопросов: своими текстами песен Высоцкий явно давал понять, что не хотел бы ассоциироваться с государственными структурами.
Петр Буслов надеется, что ему удастся выпустить режиссерскую версию фильма, но в целом он доволен картиной и хочет, чтобы ее посмотрели как можно больше людей.
"Кому-то понравился фильм, а кто-то встал в штыки, в оппозицию. Это нормально - для этого и существует кино, чтобы люди смотрели, чтобы разные чувства возникали и чтобы происходил процесс мыслительный. Это самое главное", - подчеркивает режиссер.