UA
 

Корреспондент: Мистер и миссис Хич. На мировые экраны выходит фильм, проливающий свет на суть отношений Альфреда Хичкока и его жены

12 декабря 2012, 12:22
0
92
Корреспондент: Мистер и миссис Хич. На мировые экраны выходит фильм, проливающий свет на суть отношений Альфреда Хичкока и его жены
Фото: Ukrainian Film Distribution
Чету Хичкоков сыграли Хелен Миррен и Энтони Хопкинс

На мировые экраны выходит фильм Хичкок - пропитанная английским юмором картина, проливающая свет на истинную суть отношений мастера саспенса Альфреда Хичкока и его жены, - пишет Оксана Мамченкова в № 48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года

За спиной великого мужчины всегда стоит великая женщина. Пожалуй, именно эту мысль держал в уме британец Саша Джерваси, решив снять киноленту Хичкок. Фильм выходит в широкий прокат 7 декабря и может стать достойным финалом киногода. Эта лента - перенесенная на экран история создания Психо, самого кассового и жестокого фильма в карьере Альфреда Хичкока, английского киноклассика и мастера ужасов и детективов.

Снять фильм о фильме - задача не из простых. Сделать его интересным широкой аудитории еще сложнее. Автору картины удалось найти правильный подход: Джерваси сосредоточил внимание на истории отношений меж ду Хичкоком и его женой Альмой Ревилль, а на главные роли позвал оскароносных британцев Энтони Хопкинса и Хелен Миррен.

Не успела картина выйти 23 ноября в ограниченный прокат в США, как стала объектом острых дискуссий кинокритиков: кому-то она показалась гениальной и достойной Оскара, а для кого-то стала абсолютно несостоятельной.

Эта лента - перенесенная на экран история создания Психо, самого кассового и жестокого фильма в карьере Альфреда Хичкока, английского киноклассика и мастера ужасов и детективов

Фильм, снятый по мотивам документального романа американца Стивена Ребелло Альфред Хичкок и создание Психо, появился в удачное время - тема Хичкока сейчас актуальна в западном кинематографе. Летом Британский институт кино завершил реставрацию девяти немых лент, снятых режиссером на заре карьеры, в 1920-х. Картины выложили на YouТube, так что любой желающий может убедиться: страстью к красавицам-блондинкам и подглядыванию, равно как умением сгущать краски, мастер отличался всегда.

Вдобавок недавно британское издание Sight & Sound признало хичкоковский триллер 1958 года Головокружение величайшим фильмом всех времен. По итогам опроса, проведенного среди 846 киноведов, картина обогнала бессменного лидера рейтинга - Гражданина Кейна американца Орсона Уэллса.

Впрочем, от недостатка внимания классик триллера и детектива не страдал никогда. За 60 лет работы в кино Хичкок снял более полусотни картин, большинство из них собрали немалые деньги в прокате и принесли автору обойму наград. А вот жена гения, Ревилль, принимавшая участие в работе над каждой его картиной, всегда оставалась в тени.

Так что Джерваси пришел к логичному выводу: самое время рассказать зрителям, что происходило за кулисами супружеской жизни главного кинематографиста Великобритании. Недаром историк кино Чарльз Чамплин, лично знавший чету, после смерти Ревилль написал: “В работе Хичкока всегда было четыре руки, и две из них принадлежали Альме”.  

Альфред и Альма 

В 1941 году Хичкок снял картину Мистер и миссис Смит в абсолютно не свойственном ему жанре романтической комедии. Главные герои фильма, Дэвид и Энн, вступая в брак, договорились каждый месяц задавать друг другу по вопросу и получать искренний ответ. Однажды миссис Смит решилась узнать, женился бы мистер Смит на ней, если бы появился шанс начать все заново. И в ответ получила честное, хоть и не очень приятное нет. Сам Хичкок в подобной ситуации, скорее всего, ответил бы да, ведь с женой он прожил 54 года, до самой смерти.

Супруги познакомились в 1921 году во время работы на киностудии Famous Players-Lasky. Будущему создателю классических триллеров Птицы и Психо только исполнилось 22 года, он постигал азы кинодела и трудился над созданием титров. Ревилль, работавшая здесь же монтажером и помощницей сценариста, была всего на день младше Хичкока и в своем честолюбии и непомерной любви к кино могла дать фору любому мужчине.

Ревилль, работавшая здесь же монтажером и помощницей сценариста, была всего на день младше Хичкока и в своем честолюбии и непомерной любви к кино могла дать фору любому мужчине

Начинающие работники синематографа поженились в 1926-м. Хичкок впоследствии признал, что едва ли не после первой встречи решил соединить жизнь с этой своенравной и целеустремленной дамой. Однако не мог себе этого позволить, не сняв ни одного собственного фильма.

Непростой союз грузного тирана с истинно английским чувством юмора и миниатюрной кинематографистки с непредсказуемым характером и прямолинейной манерой общения оказался не только на удивление прочным, но также эффективным. Ведь несмотря на то, что миссис Хичкок значилась в титрах только половины фильмов мужа, в действительности она принимала участие в создании каждого.

“Фильмы Хича [так называли Хичкока знакомые] не были бы столь хороши, не будь Альмы”, - признает сценарист его хитов Страх сцены и Незнакомцы в поезде Уитфилд Кук. Супруга была главным арбитром при выборе сценариев, участвовала в обсуждении будущих картин: ярый противник импровизаций, Хичкок всегда тщательно продумывал каждую деталь, прежде чем приступить к съемкам.

Фильмы Хича [так называли Хичкока знакомые] не были бы столь хороши, не будь Альмы

Ревилль также являлась основным цензором при монтаже. Биограф Хича Джон Расселл Тейлор, наблюдая за их союзом, однажды сказал, что выглядит все это так, будто воробей командует слоном. Ревилль умудрялась играть роль не только верной соратницы Хича. Друзья и коллеги четы не раз отмечали поварской талант миссис Хичкок, что оказалось весьма кстати: любовь режиссера к еде была не менее сильной, чем его увлеченность светловолосыми актрисами.

На протяжении всей жизни Ревилль добровольно оставалась в тени. Впрочем, за год до смерти Хич сумел элегантно высказать жене свою признательность. Когда в 1979 году Хичкоку вручали премию Американского института кино за выдающийся вклад в искусство, он произнес благодарственную речь, показав широкой аудитории прежде скрытую сторону своего характера - нежность. 80-летний режиссер заявил, что не может не сказать спасибо четырем людям - монтажеру, сценаристу, матери своего ребенка и домашнему повару.

“Их имя - Альма Ревилль”, - поставил точку мэтр.  

От жизни к кино

46-летний Джерваси, в отличие от своего героя, занялся режиссурой в довольно зрелом возрасте. Первый успех пришел к нему в 2008 году, когда он выпустил невероятно успешную документальную картину Anvil: история рок-группы - остроумное документальное роудмуви о престарелой, но по-юношески бодрой группе, играющей хеви-метал. Хичкок же стал первым игровым фильмом британца.

Впрочем, кое-что режиссеров роднит. Во-первых, английские корни, в комплекте к которым всегда прилагается соответствующий юмор. Во-вторых - умение рисковать. Чтобы снять Психо - один из главных фильмов в своей карьере, - весьма успешному на тот момент Хичкоку пришлось заложить собственное жилище.

Чтобы снять Психо - один из главных фильмов в своей карьере, -весьма успешному на тот момент Хичкоку пришлось заложить собственное жилище.

Студия Paramount отказалась финансировать съемки, выяснив, что мастер собирается снять картину о психопате-убийце, который хранит в доме труп собственной матери. В результате картина стала самой кассовой в карьере режиссера, собрав в пересчете на цены 2012 года $ 388,9 млн.

Чтобы снять свой документальный дебют, Джерваси пошел на аналогичный риск - заложил недвижимое имущество. И, как и его великий соотечественник, не прогадал. Первая режиссерская работа принесла любовь критиков и публики и проложила дорогу в большое кино.

Приступив к работе над Хичкоком, Джерваси не разменивался по мелочам. Раз уж картина о гении, то и актеры должны быть наивысшего калибра. Хопкинс, знаменитый своей ролью маньяка Ганнибала Лектера, изначально был у режиссера единственным кандидатом на роль мастера саспенса. И актер сразу согласился принять участие в фильме.

“Он может быть темным, холодным, безжалостным и одержимым и в то же время - добродушным, человечным, гениальным”, - объясняет Хопкинс привлекательность своего персонажа.

Критики почти единогласно сходятся во мнении: Хопкинс - идеальный Хичкок. Актеру удалось передать смесь человеческого и демонического в режиссере. “Это момент славы для Хопкинса, - отмечает Питер Треверс из американского журнала Rolling Stone. - Он уловил главное в Хичкоке - художнике и мошеннике”.

Хопкинс, знаменитый своей ролью маньяка Ганнибала Лектера, изначально был у режиссера единственным кандидатом на роль мастера саспенса

Однако нашлись и те, кому оказался не по душе очевидный перебор с накладным подбородком и животом (гримеры хорошо потрудились, чтобы приблизить стройного Хопкинса к габаритам тучного персонажа).

Миррен идеально подошла на роль жены короля саспенса. Даже те киноведы, кто без восторга принял сам фильм, восторгаются ее игрой. “Игра Миррен в роли многострадальной жены Хичкока достойна Оскара”, - считает Клаудия Пьюиг из USА Today.

Правда, по словам Миррен, миссис Хичкок трудно назвать страдалицей. “Альма всегда смеялась, - говорит о своем персонаже актриса. - Думаю, она находила Альфреда [Хичкока] очень забавным”. Секрет продолжительности брака киночеты Миррен видит в любви к иронии и черному юмору, которую разделяли супруги.

То, что обсуждению актеров, исполнивших главные роли, критики отдают много сил, неудивительно: именно супружеские отношения четы Хичкок оказались в центре ленты Джерваси. За это его одновременно хвалят и ругают.

Журналист американского сайта Salon Эндрю О’Хехайр уверен, что Хичкок не стоит ни минуты затраченного на его просмотр времени: мол, тем, кто знаком с творчеством Хича, просмотр байопика ничего интересного не расскажет, а тем, кто к классику равнодушен, подобная картина тем более ни к чему.

Миррен идеально подошла на роль жены короля саспенса

Защитники фильма убеждены: акценты расставлены правильно. Великий Хич показан в сложный период, когда он заново изобрел кино, открыв дорогу экранному ужасу и насилию. И ничего этого не случилось бы, не будь рядом с режиссером такого верного соратника, как Ревилль.

Джерваси удалось создать остроумную и обаятельную ленту, которая тонко передает атмосферу, царившую как на кухне, так и на съемочной площадке короля саспенса, уверен Рекс Рид из американского издания New York Observer.

“Это один из лучших фильмов 2012 года”, - подытоживает критик.

Любимый образ

Неотъемлемой составляющей авторского стиля Альфреда Хичкока кроме леденящего кровь сюжета были героини-блондинки. За полвека режиссер успел снять всех главных красавиц Европы и Америки. Для большинства из них встреча с Хичкоком стала поворотным моментом в жизни и карьере

Джоан Фонтейн

Актриса снялась в двух фильмах Хичкока, Ребекка (1940) и Подозрение (1941), и дважды сорвала банк. Первые голливудские опыты режиссера входят в десятку самых кассовых работ кинематографиста (Ребекка собрала в прокате $ 187,6 млн*, Подозрение - $ 118,5 млн). Первая картина получила 11 номинаций на Оскар, впрочем, заработала лишь две награды – за лучший фильм и операторскую работу. Роль в Подозрении принесла Фонтейн статуэтку за лучшую женскую роль

Кэрол Ломбард

К моменту съемок в романтической комедии Мистер и миссис Смит 1941 года Ломбард успела стать самой высокооплачиваемой актрисой 1930-х (ее доход составлял до $ 500 тыс. в год). Роль взбалмошной миссис Смит стала одной из последних в ее карьере: год спустя Ломбард погибла в авиакатастрофе. В 1999 году артистка вошла в сотню величайших звезд кино по версии Американского института кино под номером 23

Ингрид Бергман

Актриса снялась в трех фильмах Хичкока – психологическом триллере Завороженный (1945), шпионском детективе Дурная слава (1946) и приключенческой картине Под знаком козерога (1949). Завороженный принес своему создателю немалые деньги (фильм собрал в прокате $ 251,2 млн), а другие две картины – любовь французов. Основоположник французской новой волны режиссер Франсуа Трюффо назвал Дурную славу одной из лучших картин в карьере Хичкока. В 1958 году французский журнал о кино Cahiers du cinema причислил фильм Под знаком козерога к числу лучших картин всех времен и народов

Марлен Дитрих

Хичкок смог привлечь немецкую кинозвезду для съемок детективной картины Страх сцены (1950 год) благодаря деньгам кинокомпании Worner Bros. Щедрое финансирование позволило режиссеру снять в этом фильме еще одну диву – оскароносную Джейн Уаймен. Встречу двух звезд на съемочной площадке очевидцы впоследствии охарактеризовали как весьма напряженную. Впрочем, искусный манипулятор Хичкок умело использовал враждебность актрис на благо картины, ведь их героини также не жаловали друг друга

Грейс Келли

Всего за два года Хичкоку удалось сделать невероятное: режиссер не просто снял подряд три фильма с участием одной из самых красивых женщин Голливуда, - каждый из них еще и собрал немало престижнейших номинаций и наград. Лента В случае убийства набирайте М (1954) принесла Грейс Келли премию BAFTA, Окно во двор (1954) удостоили той же награды в номинации Лучший фильм, а за картину Поймать вора (1955) оператор Роберт Беркс получил Оскара. Для Келли последняя картина оказалась знаковой по другой причине: во время съемок актриса познакомилась с князем Монако Ренье III, за которого годом позже, бросив карьеру, вышла замуж

Ким Новак

В фильме Головокружение (1958 год) Хичкок планировал снять Веру Майлс. Но беременность не позволила той участвовать в съемках, и режиссеру пришлось найти замену. Ею стала Ким Новак, работа с которой доставила мэтру немало хлопот – актриса сыпала идеями, чего режиссер совершенно не выносил. В свою очередь Новак ненавидела платья и прически, навязанные автором картины. Публика и критики встретили картину без энтузиазма. Но мучения съемочной группы не были так уж напрасны. По итогам опроса, проведенного среди 800 кинокритиков британским изданием Sight & Soul в этом году, Головокружение возглавило список величайших фильмов всех времен

Эва Мари Сейнт

Шпионский триллер К северу через северо-запад (1959) о рекламисте, по ошибке принятом за агента спецслужб, не мог обойтись без роковой блондинки. Подходящей кандидатурой оказалась Эва Мари Сейнт – восходящая звезда, уже получившая к тому времени Оскар. Фильм Хичкока с нею собрал в прокате $ 195,6 млн - это один из лучших показателей для картин великого британца

Джанет Ли

Создание Психо (1960) было непростым для всех участников процесса. Режиссеру пришлось финансировать съемки из собственного кармана. Джанет Ли, сыгравшей мошенницу Мэрион Крэйн, жестоко убитую в душе придорожного мотеля, довелось выдержать целую неделю съемок сцены убийства, хотя в картине эпизод занимает не более трех минут. Впрочем, силы были потрачены не зря: картина оказалась самой кассовой в карьере режиссера ($ 388,9 млн в прокате), а Ли заработала номинацию на Оскар, премию Золотой глобус и прозвище Королева Крика

Типпи Хедрен

Прежде чем попасть на съемочную площадку к Хичкоку, Типпи Хедрен сделала успешную карьеру модели. Приметив будущую актрису на одном из телешоу, режиссер предложил ей сотрудничество, результатом которого стали хиты Птицы (1963) и Марни (1964). Впрочем, работа с Хичкоком принесла ей много проблем. Стремясь к идеалу, Хичкок буквально терроризировал Хедрен, проникнув во все сферы ее жизни. Ссора и отказ от дальнейшей работы с тираном плохо сказался на карьере актрисы – в течение последующих 20 лет ей удалось получить роли в кино только дважды

* Все данные о кассовых сборах указаны с учетом инфляции в пересчете на 2011 год

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: фильмжурнал КорреспондентХелен МирренХопкинсХичкок
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии