UA
 

Корреспондент: Картина маслом. Интервью с кинопродюсером Александром Роднянским

3 апреля 2013, 10:05
0
135
Интервью с Александром Роднянским
Фото: Виктор Горбачев/AR Films
За последние несколько лет продюсерская и прокатная деятельность компании Александра Роднянского охватила 29 стран мира

Уроженец Киева, человек мира и кинопродюсер Александр Роднянский, в интервью Оксане Мамченковой в № 12 журнала Корреспондент от 29 марта 2013 года, -  о работе в Голливуде, своих самых успешных и самых провальных фильмах и специфике украинского зрителя.

Киевлянин Александр Роднянский не привык размениваться по мелочам. Если делать телеканал, то непременно самый рейтинговый. А если снимать кино, то в Голливуде и с привлечением звезд первого эшелона.

Успешный телепродюсер, в конце 1990 годов сделавший украинский канал 1+1 лидером просмотров, а затем в середине 2000-х провернувший аналогичный трюк с российским развлекательным каналом СТС, теперь вплотную занялся большим кино.

Три года назад он основал компанию по продюсированию и дистрибьюции A. R. Films

Три года назад он основал компанию по продюсированию и дистрибьюции A. R. Films. Сегодня детище Роднянского уже завоевало уверенные позиции на рынках проката в 29 странах Европы, Азии, а также в Северной Америке и продолжает свою экспансию.

В кинематографе Роднянский делает ставку на большое количество разноплановых картин. Его продюсерский диапазон широк - от авторского кино вроде собравшей целую обойму престижных наград Елены Андрея Звягинцева до интеллектуальных блокбастеров наподобие прошлогодней картины Облачный атлас режиссеров Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски с бюджетом $ 100 млн.

В этом году любителей кино ожидают сразу несколько проектов амбициозного киевлянина. Осенью в мировой прокат выйдут два фильма мастера зрелищного кино американца Роберта Родригеса. Первым зрители увидят Город грехов 2 - продолжение культового фильма 2005 года. 80-миллионный бюджет картины позволил привлечь к съемкам звездных Брюса Уиллиса, Микки Рурка, Еву Грин и Джозефа Гордона-Левитта.

Затем последует еще одна громкая премьера - трэш-боевик Мачете убивает. Несмотря на куда более скромный бюджет, всего $ 25 млн, тут также задействованы артисты первой величины - Мэл Гибсон и Джессика Альба. К тому же картина станет кинодебютом для эпатажной поп-дивы Леди Гаги.

В кинематографе Роднянский делает ставку на большое количество разноплановых картин

Корреспондент созвонился с Роднянским, находившимся в Москве, вскоре после российской премьеры еще одной спродюсированной им картины - триллера Тайна перевала Дятлова. Фильм, в основе сюжета которого лежит реальная история об исчезнувшей в 1959 году на Северном Урале советской экспедиции, снимался в России, но с участием американских актеров. Режиссером стал Ренни Харлин, на счету у которого кроме прочего такие блокбастеры, как Крепкий орешек 2 и Скалолаз.

Беседа с кинематографическим гуру была неторопливой: Роднянский не стеснялся пауз, тщательно подбирая каждое слово.

- Тайна перевала Дятлова, кажется, успешно стартовала: она в тройке лидеров по результатам первого уикенда со сборами $ 2,6 млн. Удовлетворены результатом?

- Да, это значит, что он в России соберет в районе $ 6 млн, что очень хорошо для фильма подобного жанра. Это же типичный малобюджетный фильм того жанра, который по-английски называют found footage horror, то есть фильм ужасов, или, в нашем случае, триллер, построенный на якобы найденных киноматериалах.

Единственное, что его отличает от аналогов, это наличие очень крупного имени в качестве режиссера - Ренни Харлин. Если к этому добавить, что наш англоязычный в оригинале фильм будет прокатан в 50 с чем-то странах, включая Соединенные Штаты, то с точки зрения своих коммерческих перспектив он чрезвычайно успешен.

- Каков бюджет фильма?

- Чуть больше $ 4 млн.

- Когда ожидается украинский прокат?

- Это зависит от обстоятельств. Получилась, как часто бывает в Украине, неудачная история с дистрибьюторами. Вы сами, вероятно, знаете ситуацию: фильмы за пределами больших аттракционных жанров редко попадают в украинский прокат.

- Какой из ваших фильмов имел наибольший коммерческий успех?

- Если из русских фильмов, то, наверное, это 9 рота [Федора Бондарчука] - $ 25,5 млн кассовых сборов при шестимиллионном бюджете и Жара [Резо Гигинеишвили]. Жара вообще, мне кажется, наиболее рентабельный проект или один из самых [рентабельных], в истории российского кинематографа, потому что фильм с бюджетом $ 1 млн собрал в прокате более $ 18 млн. Очень успешным был Питер FM [Оксаны Бычковой], тоже [стоил] $ 1 млн, а в прокате собрал $ 9 млн. Это хороший показатель.

- Наибольший провал?

- Ну, самый, пожалуй, громкий с финансовой точки зрения у нас Обитаемый остров [Федора Бондарчука]. Равных ему по проблемам у нас не было.

- Год назад в колонке для российских Ведомостей вы поставили четкий диагноз российской зрительской аудитории, для которой, в отличие от американской, кино - исключительно способ убежать от реальности. Украинский зритель похож на российского?

- Я не вижу, если откровенно, большой разницы между российскими и украинскими зрителями. Российская аудитория, ведомая абсолютной политической апатией, сознательно или бессознательно выбирает для себя жанры, чрезвычайно далекие от реальности.

Этот выбор - попытка спрятаться от действительности, сбежать от нее, найти чрезвычайно комфортный виртуальный мир, для чего очень подходят картины с большим количеством спецэффектов, построенные на фантастических или фэнтезийных сюжетах.

- Недавно стало известно об открытии филиала вашей дистрибьюторской компании во Вьетнаме. Почему именно этот рынок?

- Понятная стратегия экспансии для компании, оперирующей уже в 29 странах. Мало кто отдает себе отчет в том, что это страна с населением почти 100 млн человек, при этом еще и с очень молодой структурой населения, там только 22 млн - школьники. Такая демография свидетельствует о большом кинозрительском потенциале.

Остается только дождаться, когда число кинотеатров и рост экономического благополучия позволит людям покупать билеты в требующемся для агрессивного роста рынка количестве. Вьетнам развивается даже быстрее, чем соседний Китай, и считается, по прогнозам [международной аудиторской компании] PricewaterhouseCoopers, будущим лидером темпов роста индустрии развлечений в мире.


AR Films
Александр Роднянский (на фото - слева) и американский режиссер Билли Боб Торнтон (на переднем плане справа) во время съемок фильма Машина Джейн Мэнсфилд


 

- В последние годы многие режиссеры и продюсеры из большого кино переключились на сериалы.

- Это процесс естественный. В кинотеатральном прокате все в большей степени доминирует аттракционность. В борьбе за внимание аудитории между разными платформами - и [система доставки видео по запросу] VoD, и интернет, и широкополосные доступы (я уж не говорю о прежних, материальных носителях - DVD, телевидении) - кинотеатр предлагает все более и более технологически насыщенное зрелище. Компьютерные эффекты, 3D, IMAX…

Соответственно, жанры, которые на протяжении всей истории кинематографа успешно находили свою аудиторию в кинотеатрах (причем не только драмы, но и детективы, и исторические фильмы, и шпионские, и мелодрамы), сегодня вымываются из кинорепертуара. И мигрируют вместе со своими авторами, среди которых крупнейшие режиссеры, сценаристы и артисты, на наиболее пока доступную платформу - на телевидение.

К телевидению в американском кино традиционно относились так же скептически, как и у нас. Режиссеры игрового кино, продюсеры еще 10-20 лет назад не считали интересным работать на телевидении. Сейчас, напротив, это отличная возможность производить мощные, сложные истории с объемными характерами.

Данный процесс выводит на первый план продюсеров, а не режиссеров. Все так называемые show-runners, создатели сериалов, - это, конечно же, продюсеры - авторы идей, сценариев, которые, собственно, и руководят производством полностью.

Условно говоря, если [упоминают сериал] Игра престолов, то все знают, что это [продюсер] Дэвид Бениофф. Мало кто сегодня слышал или когда-либо читал о том, что в одной серии когда-то популярного сериала Скорая помощь режиссером был Квентин Тарантино. И ничем его серия от серий других режиссеров не отличалась, разве что чуть большей кровожадностью.

- Вы планируете сделать сериал в Америке?

- Конечно. Я же делаю какое-то количество сериалов в России. И я традиционно нацелен на так называемые событийные сериалы, работающие на репутацию каналов. Понятно, что, имея опыт американского кинопроизводства, логично бы было попробовать разработать сериал, способный заинтересовать международную аудиторию. Чем я и занимаюсь сейчас.

- С американскими режиссерами?

- Да, в первую очередь мы работаем с американскими авторами и режиссерами. Но я исхожу и из того, что все мои проекты помогают интегрировать в международные контексты наших режиссеров, наших сценаристов, вообще талантливых людей. Я не смотрю на паспорта.

Точно так же как я работаю в России или в Америке с украинским паспортом, и мне это никак не мешает. Географические границы между теми, кто работает в кино, давно утеряны. В Голливуде трудно встретить людей, родившихся в Лос-Анджелесе.

Задача в данном случае только одна - чтобы телевизионные каналы, которые производят и показывают любимые нами американские сериалы, посчитали возможным развивать те проекты, которые мы им предложим.

- Два с половиной года назад украинское Госкино начало проводить питчинги [отбор кинопроектов для финансирования]. Как вы оцениваете такой подход к реанимации украинского кинематографа?

- Понятное дело, что украинская индустрия, не имеющая собственного рынка, способного самостоятельно окупать средства, затрачиваемые на производство кинофильмов, без помощи государства не справится.

Наилучшим примером подобной модели является румынский кинематограф. Румынские фильмы не смотрят дома, в Румынии. Но есть талантливые режиссеры, которые смогли превратить национальный кинематограф в международно опознаваемое художественное явление, названное румынской волной. Выиграв несколько основных фестивалей - Каннский, Венецианский и Берлинский, - картины румынских режиссеров с легкостью сегодня находят финансирование общественных европейских фондов и демонстрируются в прокате.

Успех этой модели связан с очень малыми производственными бюджетами. Например, фильм [режиссера Кристиана Мунджу], который в свое время выиграл Каннский кинофестиваль, - 4 месяца, 3 недели и 2 дня. Его бюджет был $ 700 тыс.

- Кроме финансовой какие проблемы препятствуют развитию украинского кино?

– Я думаю, что главная проблема украинского кинематографа - это отсутствие оригинальных идей, закрытость, изолированность от международных контекстов. Отсутствие энергетической воли, радикального художественного мышления, живой реакции на происходящее. Практически нет ни сценариев, ни фильмов, связанных с реальными событиями.

И, конечно, профессиональный уровень высказывания. В Украине меньше всего проблем с наличием одаренных людей, но к одаренности нужно обязательно добавлять постоянный труд, гуманитарное образование, профессиональное самообразование и безусловную открытость [навстречу] всем культурным ветрам и контекстам.

Сейчас в мире в год делается приблизительно 7 тыс. фильмов для кинотеатрального проката. Можете себе представить конкуренцию? Я уверен: любая яркая идея будет замечена в Украине. Потому что единственное, что востребовано, - это свежие идеи. Пусть фильм будет снят на мобильный телефон и показан на YouTube. Его заметят.

Знаете, в Киеве есть категория людей, которая в Москве уже исчезла. Этакая гламурная шпана, праздно блуждающая по всем полусветским мероприятиям. Я не знаю ни одного из них по фамилии, но их претензия на роль художественной богемы очевидна. Вернее, ее имитация, поскольку классическая художественная богема, например, XIX века, прежде всего создавала художественные произведения, понимаете? А их нет. Самое главное для молодых людей понять, что создание увлекательных и сильных эмоциональных впечатлений - потный труд.

Зрители твой пот не должны видеть, а эмоциональные переживания испытывать должны. Обмануть их нельзя. Зрители - народ жесткий. Они смотрят с утра до вечера очень качественные американские, французские, какие угодно фильмы и сериалы. И после этого они не будут искать оправдания и не скажут: “Ну вы знаете, этот фильм хуже, чем Аватар [Джеймса Кэмерона] или Король говорит! [Тома Хупера], но зато это свое. Мы не будем смотреть Аватар, а будем смотреть свое”. Так не бывает. Зритель смотрит качественное. Это проверено.  

***

Этот материал опубликован в №12 журнала Корреспондент от 29 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал КорреспондентинтервьюпрокатпродюсерРоднянский
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии