Уже не заштатные киношники с небольшими бюджетами, а амбициозные оскароносцы первой величины, соря миллионами, создают телевизионные сериалы, способные конкурировать с большим кино, - пишет Оксана Мамченкова в № 13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года.
С недавних
пор режиссера Дэвида Финчера, сценариста Эрика Рота и актера Кевина Спейси
объединяют не только участие и победы в оскаровской гонке разных лет. Около
года назад Финчер, снявший Бойцовский клуб и Социальную сеть, Рот, написавший сценарии для Мюнхена Стивена Спилберга и Форреста Гампа Роберта Земекиса, а также удостоенный премии Американской
киноакадемии за главную роль в фильме Красота по-американски Спейси встретились, чтобы снять Карточный домик - телевизионный сериал о политическом закулисье
Вашингтона.
1 февраля
этого года все 13 серий первого сезона шоу появились на популярнейшем
американском сервисе Netflix, предоставляющем видео по запросу, подписчиками
которого являются около 30 млн человек по всему миру. Если верить заявлениям
руководства Netflix, чей годовой оборот перевалил за $ 3 млрд, совместное
творение кинематографистов первого эшелона оправдало ожидания зрителей. Уже
этой весной звездная команда вновь соберется для съемок продолжения сериала.
Лишь с начала года о намерении снять многосерийное кино для ТВ заявили оскароносные Мартин Скорсезе и Сэм Мендес
Свой
неподдельный интерес к телеиндустрии Финчер объясняет просто: “На протяжении
последних десяти лет мне казалось, что лучшее из того, что было написано для
актеров, было сделано на телевидении”.
С режиссером
согласны многие звездные коллеги. Лишь с начала года о намерении снять
многосерийное кино для ТВ заявили оскароносные Мартин Скорсезе и Сэм Мендес.
Авторы культовой Матрицы Энди
и Лана Вачовски уже подписали контракт с Netflix на производство
научно-фантастического сериала к концу 2014-го.
При этом для
Скорсезе предстоящий опыт не первый. В 2009-м на американском кабельном канале
HBO, имеющем 40-миллионную аудиторию и известном трансляциями рейтинговых
боксерских поединков и производством культовых и дорогих сериалов, стартовала
спродюсированная им Подпольная империя.
Сериал об
игорном центре, существовавшем в Штатах во времена сухого закона, в 1920-х
годах, уже продлили на четвертый сезон. Ведь каждая серия Империи собирает у
голубых экранов немалую аудиторию - 3-4 млн зрителей. Для сравнения: столько же
американцев посмотрели в первый уикенд проката прошлогодний кинохит Жизнь Пи режиссера Энга Ли.
Каждая серия Империи собирает у голубых экранов немалую аудиторию - 3-4 млн зрителей
“Это [сериалы] - возможность рассказывать истории по-новому”,
- уверен Скорсезе, чья новая многосерийная работа станет развернутой версией
его же Банд
Нью-Йорка (2002),
получивших десять номинаций на Оскар,
а также Золотой
глобус за режиссуру.
Вместе со
звездами первой величины сериалы обрастают и более внушительными бюджетами.
Всего несколько лет назад на пике всемирного интереса к сериалу Доктор Хаус информация о том, что средний бюджет серии составляет $ 5 млн, вызывала всеобщее
изумление. Теперь же потраченные на первую серию Подпольной империи $ 18 млн ни у кого не вызывают вопросов.
Повышенное
внимание к сериалам со стороны режиссеров, сценаристов, продюсеров и актеров из
высшей лиги голливудского кино участники процесса объясняют просто. Именно
многочасовые ТВ-ленты дают возможность создавать многогранные истории с глубоко
продуманными персонажами. Кроме того, телевидение предоставляет большую свободу
в выборе тем и жанров, чем на большом экране, при более низких финансовых
рисках - и то и другое позволяет авторам сериального продукта оторваться по
полной.
“Там [в кино] нет места экспериментам, - отмечает разницу
между кинои телеформатами американский сценарный гуру Роберт Макки, автор
популярной книги Истории на миллион долларов. Характеризуя ситуацию, Макки не скромничает: - Мы сейчас
переживаем золотой век телевидения”.
Скорость и свобода
Пять лет
назад сценаристу Дэвиду Бениоффу, автору крупнобюджетных голливудских хитов
вроде Трои (2004) или Людей Икс: Начало. Росомаха (2009) поступило предложение адаптировать для экрана фэнтезийный
бестселлер американца Джорджа Мартина Игра престолов.
Бениофф
вспоминает, что влюбился в книгу с первой страницы, но сразу же осознал: для
кинотеатров материал не годится. Уж больно длинной и разветвленной была
сюжетная линия романа о вымышленном мире Семи Королевств, где ведется
постоянная борьба за власть. К тому же книга Мартина известна обилием сцен
секса и насилия, описывает сценарист детали, сделавшие материал непригодным для
кино. Но не для сериала.
Игра престолов с ее вымышленными мирами и персонажами привлекает прежде всего хорошо продуманными, многогранными персонажами, за развитием которых можно наблюдать на протяжении долгого времени
“Если бы
нужно было реализовать это [экранизацию романа] для большой студии, пришлось бы вынести немалое давление,
адаптировать текст для подростковой аудитории и втиснуться в два с половиной
часа”, - рассказывает Бениофф. В результате осталось бы не более 5 %
первоисточника, резюмирует автор адаптации.
Бороться со
студиями сценаристу не пришлось. Уже весной 2011-го сериал стартовал на телеканале
HBO, оказавшись одним из наиболее успешных в истории канала и американского
телевидения в целом. Суммарная аудитория каждой серии, с учетом повторов и
показов по предоплате на специализированных сервисах, составляет не менее 10
млн человек. Популярность проекта позволила говорить о возможности превращения
в сериал всех семи книг саги Мартина.
При этом
Бениофф, который выступает также в роли продюсера проекта, объясняет успех
выходом своего творения за жанровые рамки. Такой материал, мол, интересен не
только поклонникам фэнтези, но и самому обычному человеку.
“Классические
шоу HBO (вроде Клана Сопрано и Прослушки)
брали устоявшиеся, заезженные жанры и находили способ вдохнуть в них новую
жизнь”, - обосновывает свою мысль Бениофф. Точно так же Игра престолов с ее вымышленными мирами и персонажами привлекает
прежде всего хорошо продуманными, многогранными персонажами, за развитием
которых можно наблюдать на протяжении долгого времени.
Выгодно отличает сериальное производство от киношного и возможность переделывать сценарий в процессе съемок, ориентируясь на игру актеров
Выгодно
отличает сериальное производство от киношного и возможность переделывать
сценарий в процессе съемок, ориентируясь на игру актеров, уверен Бениофф. Да и
в целом телеформат существенно меняет иерархию на съемочной площадке.
Бениофф
отмечает, что работа над сериалом на правах сценариста и продюсера позволяет
ему контролировать весь процесс превращения текста в визуальный продукт.
Режиссерам же в подобном производстве отводится второстепенная роль.
“Данный
процесс выводит на первый план продюсеров, а не режиссеров. Все так называемые
showrunners, создатели сериалов, - это, конечно же, продюсеры - авторы идей,
сценариев, которые, собственно, и руководят производством полностью”, -
комментирует Корреспонденту новую расстановку сил украинский продюсер Александр Роднянский,
занимающийся теперь в числе прочих американскими кинои телепроектами.
Факты
подтверждают его слова. И для Финчера, и для Скорсезе, и для других именитых
создателей сериалов последних лет работа над проектом заключается в первую
очередь в участии в разработке идеи и поиске финансирования. Режиссерские же функции
их ограничиваются съемкой одной-двух первых серий, которые задают тон всему
шоу.
Режиссерские же функции их ограничиваются съемкой одной-двух первых серий, которые задают тон всему шоу
Бенниоф
объясняет: сделать сериал при участии одного лишь режиссера невозможно
физически. Съемки проходят динамично,
часто не только
в нескольких павильонах, но и в разных странах одновременно.
Такая скорость
производству лишь на руку, уверен Фрэнк Дарабонт, создатель телехита Ходячие мертвецы. Дарабонт, номинировавшийся на Оскар за сценарии картин Побег из Шоушенка (1994) и Зеленая миля (1999),
несколько лет назад взялся за поразившую его серию зомби-комиксов. За те три года,
что прошли с момента старта сериала в эфире, аудитория его выросла вдвое - с 5 млн
до 10,9 млн человек.
Для сценариста,
а теперь еще и шоураннера Дарабонта главные отличия сериалов от полнометражных фильмов
лежат в плоскостях самого съемочного процесса. “Нужно полагаться на инстинкты и
опыт, ведь второго шанса не будет, - комментирует он работу над Мертвецами. - Тут просто больше адреналина”.
Сезонная работа
Всего 10-20 лет
назад для большинства продюсеров и режиссеров телевидение интереса не представляло,
рассказывает Роднянский. “Сейчас, напротив, это отличная возможность производить
мощные, сложные истории с объемными характерами”, - утверждает продюсер.
Телесериальный
расцвет участники процесса единодушно объясняют засильем в кинотеатрах дорогих и
зрелищных блокбастеров. Бениофф, чья аудитория в силу принадлежности к жанру фэнтези
пересекается с аудиторией киносаг австралийца Питера Джексона Властелин колец, отмечает, что не может соревноваться с историей
о хоббите по количеству спецэффектов.
Всего 10-20 лет назад для большинства продюсеров и режиссеров телевидение интереса не представляло
“Но именно рассказ
о взаимоотношениях людей отличает эту историю [Игру престолов] от Властелина колец и позволяет ей конкурировать”, - замечает Бениофф.
Несмотря на акцент
на психологии и меньшее число спецэффектов, сериальный продукт дорожает. К примеру,
первый сезон Игры престолов, состоявший из десяти серий продолжительностью один час каждая,
обошелся в $ 60 млн, что соизмеримо с бюджетом блокбастера. Масштабные батальные
сцены в аналогичном по продолжительности втором сезоне потребовали уже 70-миллионных
затрат.
А вот цена самой
громкой сериальной сделки последнего времени так и вовсе сравнима с бюджетом внушительного
блокбастера - за Карточный домик Финчера Netflix выложила $ 100 млн. Хотя баснословную сумму обозреватели
назвали скорее заявлением компании-покупателя о себе как о значимом игроке рынка,
чем иллюстрацией дороговизны съемок.
Дело в том, что
Netflix, ранее специализировавшаяся лишь на продаже произведенных другими компаниями
проектов, в будущем планирует делать ставку на эксклюзив. Вслед за сериалом Финчера
подписчики сервиса получат эксклюзивное право первыми заполучить сразу все серии
новой телесаги Вачовски.
Первый сезон Игры престолов, состоявший из десяти серий продолжительностью один час каждая,обошелся в $ 60 млн, что соизмеримо с бюджетом блокбастера.
Финчер убежден:
будущее - да, впрочем, и настоящее - как раз за такими способами производства и
доставки сериалов потребителю. По его мнению, это не только удобно, но также позволяет
совершенно иначе воспринимать сериал. “Я сел и просмотрел все 13 часов [Карточного домика] от начала до конца. Это сумасшествие, это как читать
книгу”, - говорит он.
Мастер сценарного
дела Макки предрекает победу в нарастающем противостоянии технологий и форматов
именно сериалам, распространяющимся через сервисы наподобие Netflix: “Я почти уверен,
что кино исчезнет, телевидение как механизм передачи информации тоже умрет. А вот
интернет и телевидение по запросу, которое вы сможете смотреть на чем угодно -
iPhone, iPad, - будут процветать”.
Немыльная опера
Корреспондент выбрал семь наиболее интересных и рейтинговых сериалов, созданных мастерами полнометражного кино и недавно вышедших на экраны
Хорошая жена
Выход: с 2009-го
Средняя аудитория одной серии: 13 млн. зрителей
Награды: Один из десяти лучших сериалов года по версии Американского института киноискусства,
Золотой глобус (лучшая женская роль - Джулианна Маргулис),
Номинации на Эмми
Сюжет: История жены чикагского прокурора, возвращающейся к юридической практике, после того как ее супруг оказывается в центре коррупционного и сексуального скандалов
Создатель/Продюсер: Ридли Скотт
Фильмы: Бегущий по лезвию (1982), Гладиатор (2000), Ганнибал (2011)
Ходячие мертвецы
Выход: с 2010-го
Средняя аудитория одной серии: 11 млн. зрителей
Награды: Один из десяти лучших сериалов года по версии Американского института киноискусства
Сюжет: История о группе людей во главе с помощником шерифа Риком Граймсом, которые пытаются выжить после зомби-апокалипсиса
Создатель/Продюсер: Фрэнк Дарабонт
Фильмы: Побег из Шоушенка (1994, номинация на Оскар), Зеленая миля (1999, номинация на Оскар)
Игра престолов
Выход: с 2011-го
Средняя аудитория одной серии: 10,5 млн. зрителей
Награды: 13 номинаций на Эмми, Золотой глобус (Лучшая мужская роль второго плана - Питер Динклейдж), один из десяти лучших сериалов года по версии Американского института киноискусства
Сюжет: Фэнтези о борьбе за власть в вымышленном государстве Семь Королевств
Создатель/Продюсер: Дэвид Бениофф
Фильмы: Сценарист фильмов Троя (2004), Люди Икс: Начало. Росомаха (2009), Братья (2009)
Подпольная империя
Выход: с 2010-го
Средняя аудитория одной серии: 3 млн. зрителей
Награды: 12 Эмми, Золотой глобус, один из десяти лучших сериалов года по версии Американского института киноискусства
Сюжет: Сериал о периоде действия в США сухого закона в 1920-1930-х
Создатель/Продюсер: Мартин Скорсезе
Фильмы: Отступники (2007, Оскар за режиссуру), Хранитель времени (2011), Остров проклятых (2009), Банды Нью-Йорка (2002)
Новости
Выход: с 2012-го
Средняя аудитория одной серии: 2,5 млн. зрителей
Награды: Номинации на Золотой глобус
Сюжет: История о закулисье производства телевизионных новостей
Создатель/Продюсер: Аарон Соркин
Фильмы: Социальная сеть (2007, Оскар за адаптированный сценарий), Война Чарли Уилсона (2007), Человек, который изменил все (2011)
Борджиа
Выход: с 2011-го
Средняя аудитория одной серии: 2,5 млн. зрителей
Награды: -
Сюжет: Историческая драма об итальянской влиятельной династии Борджиа, жившей в период Возрождения
Создатель/Продюсер: Нил Джордан
Фильмы: Интервью с вампиром (1994) Отважная (2007), Завтрак на Плутоне (2005)
Карточный домик
Выход: 2012
Средняя аудитория одной серии: -*
Награды: -
Сюжет: Рассказ о мести амбициозного конгрессмена от демокартической партии, не получившего должность главы администрации президента
Создатель/Продюсер: Дэвид Финчер
Фильмы: Социальная сеть (2010, Золотой глобус за режиссуру), Бойцовский клуб (1999), Девушка с татуировкой дракона (2011)
* Сервис, предоставляющий видео по запросу, Netflix, не разглашает рейтинг сериала
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.