Фестивальный мир превозносит до небес нового кумира - остросоциальное кино Румынии, препарирующее на экране изнанку жизни и снятое на скромные средства, - пишет Оксана Мамченкова в № 41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года.
В далеком
1957 году искушенная публика престижного Каннского киносмотра впервые обратила
внимание на румынское кино. Тогда Золотую пальмовую ветвь за короткометражку Краткая история увез домой режиссер из Бухареста Ион Попеску-Гопо. Члены жюри
сошлись во мнении, что мультипликатор предложил мастерскую альтернативу
продуктам американской индустрии. А сам режиссер не скрывал, что его
минималистская лента об эволюции человека задумывалась в первую очередь как
бунт против вычурности диснеевских рисованных сказок.
Для
триумфального возвращения на набережную Круазетт соотечественникам Попеску-Гопо
потребовалось ровно полстолетия. В 2007-м режиссер Кристиан Мунджиу поразил
взыскательное жюри Канна социальной драмой 4 месяца, 3 недели и 2 дня. Затем этот фильм о нелегальном аборте в
антураже коммунистической Румынии оценили эксперты десятка других крупных
кинофестивалей.
В 2007-м режиссер Кристиан Мунджиу поразил взыскательное жюри Канна социальной драмой 4 месяца, 3 недели и 2 дня.
Вслед за
Мунджиу на престижные киносмотры Старого Света и США подтянулись другие кинематографисты
из этой малоизвестной восточноевропейской страны. А мир заговорил о феномене
румынского кино наравне с европейскими лидерами - французским или итальянским.
Теперь не
проходит и года, чтобы картина производства Румынии не прогремела на одном или
нескольких кинофорумах класса А вроде Берлинского или Венецианского. Свежим
примером победного шествия бывшей вотчины Николае Чаушеску и графа Дракулы по
киномиру стала лента Поза ребенка,
которая принесла своему автору Калину Петеру Нетцеру Золотого медведя и приз ФИПРЕССИ Берлинале-2013. Украинская премьера картины состоится в рамках
открывающегося в столице 19 октября фестиваля Молодость.
Как и 50 лет
назад, критики находят в картинах румын полную противоположность голливудскому
мейнстриму. В отличие от дорогого и шаблонного кино американских мейджоров,
румынские ленты рассказывают камерные истории и не стесняясь исследуют болезни
общества вроде коррупции и нелегальных абортов.
Как и 50 лет назад, критики находят в картинах румын полную противоположность голливудскому мейнстриму.
При этом
критики единодушно говорят о том, что остросоциальные румынские фильмы
подкупают западного зрителя не только восточноевропейской экзотикой быта и
взаимоотношений, но и умением создавать эмоционально насыщенное и интересное
кино при минимальных финансовых затратах.
Обозреватель
авторитетного издания The New York Times Энтони Оливер Скотт, одним из первых
обративший внимание на формирование новой румынской волны в кинематографе,
уверен: многочисленных авторов этой страны объединяет стремление сократить
дистанцию между зрителем и происходящим на экране. Во время сеанса публика
будто бы не смотрит картину, а живет в ней.
“Главное, что
вызывает восхищение, так это ощущение того, что возрождено наиболее давнее и
сильное свойство кино - способность схватить и отобразить реальность”, -
подчеркивает особенности румынского кинематографа Скотт.
Скромно и со вкусом
Чтобы снять
хорошее кино, не нужны миллионы, для этого необходимы лишь интересная история и
талантливые актеры. Доказательство такой несложной производственной теоремы
Нетцер, получивший в этом году главный приз Берлинского кинофестиваля, предъявил профессиональной общественности.
Для
воплощения истории о том, на что способна властная мать в стремлении спасти от
тюрьмы немолодого уже сына, сбившего насмерть человека, режиссеру хватило более
чем скромного даже по европейским меркам бюджета - 850 тыс. евро.
Вы не сможете смотреть этот фильм так, будто это живописное полотно, - вы подберетесь максимально близко к персонажам, их настроению и действиям
Нетцер
рассказывает, что ему не пришлось долго мучиться ни с подбором актеров, ни с
поисками источника вдохновения. На роль отчаянной матери он без раздумий позвал
Луминицу Георгиу, одну из самых популярных в стране актрис, которая известна за
рубежом благодаря фильму 4 месяца, 3 недели и 2 дня. А ее образ режиссер вместе со сценаристом буквально списал с
собственных матерей: они, мол, как и большинство женщин Восточной Европы, отличаются
чрезмерным стремлением опекать своих сыновей даже после достижения ими зрелого
возраста.
Режиссер
уверен: на выходе получилась реалистичная картина с долей черного юмора.
“Вы не
сможете смотреть этот фильм так, будто это живописное полотно, - вы подберетесь
максимально близко к персонажам, их настроению и действиям”, - объясняет
Нетцер.
Похоже, с ним
многие согласны. Престижную награду Берлинале режиссеру
присудил гонконгский коллега Вонга Карвая, автор Любовного настроения, Моих черничных ночей и давний любимец европейских киноманов.
Схожий стиль
работы свойственен большинству представителей румынской новой волны. Будучи
стесненными в средствах, режиссеры умеют работать быстро и экономно, но при
этом не в ущерб качеству финального продукта. К примеру, триумфатор Канна Мунджиу,
в прошлом году вернувшийся на этот фестиваль с лентой За холмами и получивший там награду за лучший сценарий,
характеризует свой метод как быстрый и экстремальный.
Будучи стесненными в средствах, режиссеры умеют работать быстро и экономно, но при этом не в ущерб качеству финального продукта
Идея картины,
основанная на реальном случае попытки экзорцизма, закончившейся смертью девушки,
родилась еще в 2005-м. Едва узнав о трагическом случае, местная пресса
буквально бурлила гневными материалами. В результате процедура экзорцизма в стране
была официально запрещена, хотя видеосвидетельства живучести обычая можно до
сих пор найти в Сети, рассказывает Мунджиу.
Чтобы
обдумать потенциальный сюжет, режиссеру понадобилось несколько лет, в течение
которых он одну за другой выпускал успешные ленты. Зато решившись на проект,
Мунджиу продемонстрировал чудеса быстроты и решительности. Съемки и монтаж
происходили в течение зимы 2011-2012 годов, которая к тому же оказалась как
никогда суровой и снежной.
Команда
работала в спартанских условиях в небольшом поселке в 100 км от Бухареста, где
специально для съемок построили аналог того монастыря, в котором произошла
трагедия. Из-за морозной погоды регулярно отказывала техника, а жесткий график
монтажа невероятно выматывал, вспоминает режиссер.
Впрочем,
Мунджиу не скрывает, что сознательно поставил себя и коллег в такие условия:
так он добивался желаемого результата.
Зона
дискомфорта
Как правило,
речи кинематографистов, получающих награды, не содержат ничего, кроме
благодарностей. Традицию разрушила продюсер Ада Соломон, получая премию Берлинале за Позу ребенка.
Вместо беззаботных улыбок и слез признательности Соломон обрушилась с жесткой
критикой в адрес румынских властей, не уделяющих развитию киноиндустрии
должного внимания.
Продюсер
напомнила о том, о чем без конца говорят как сами режиссеры, так и те, кто
берется за исследование вопроса. Несмотря на поразительные международные
успехи, румынское кино находится на грани выживания.
Вместо беззаботных улыбок и слез признательности Соломон обрушилась с жесткой критикой в адрес румынских властей, не уделяющих развитию киноиндустрии должного внимания.
Впервые
кинематографисты страны всерьез заявили о себе за рубежом в 2005 году, когда
лента Кристи Пую Смерть господина Лазареску получила в Канне награду Особый взгляд,
второй по значимости приз фестиваля. С тех пор не проходит и года, чтобы дветри
картины режиссеров из Румынии не стали заметными событиями международных
кинофорумов и не собрали охапку премий. Однако успешное на Западе авторское
кино по-прежнему не находит зрителя на родине. Доля фильмов национального
производства в структуре проката не превышает 3%.
Главной
причиной такого положения дел участники процесса называют отсутствие системы дистрибьюции.
Ведь в стране с 20-миллионным населением кино показывают лишь на 240 экранах. Мунджиу
рассказывает, как, объездив многие государства мира с презентацией 4 месяцев и вернувшись домой, решился на весьма нестандартный
ход. Чтобы показать картину соотечественникам, он на собственные средства
отправился в тур по Румынии, уделяя особое внимание городам, где нет
кинотеатров.
Другой
проблемный вопрос - финансирование. Начиная с 1997 года в государстве действует
питчинговая система: дважды в год специальная комиссия выбирает проекты,
которым готова обеспечить половину производственного бюджета. На съемки идут
средства, вырученные от продаж кинопродукции и билетов на показы. Хотя сумма
получается небольшая - ежегодно Национальный центр кинематографии выделяет на
кино до 2 млн евро.
Впервые кинематографисты страны всерьез заявили о себе за рубежом в 2005 году, когда лента Кристи Пую Смерть господина Лазареску получила в Канне награду
Выражая
недовольство дистрибьюцией, Мунджиу находит и положительные стороны
стесненности в средствах. Он отмечает, что многие его коллеги успешно совмещают
не только функции сценариста и режиссера, но и продюсера, а нередко и актера.
Так сделал, к примеру, Пую, полностью придумавший драму Аврора, а затем снявшийся в главной роли. Эта работа
принесла ему приз кинофестиваля в Карловых Варах.
“Мы имеем
дело с маленькими бюджетами, но взамен получаем абсолютную свободу
самостоятельно принимать все решения”, - резюмирует Мунджиу, твердо отказывающийся
от работы над проектами в США.
Кинематографический
ген
Создатели
фильмов в Румынии отрицают существование в стране какой-либо единой “новой
волны”, но эксперты без труда перечисляют характерные черты явления.
Скотт
обращает внимание на аскетический реализм экранной картинки и ироничность
повествования. Независимо от того, обращаются ли авторы к эпохе Чаушеску или
говорят о современности, в центре всегда оказываются жизни обычных людей,
столкнувшихся с непредвиденными трудностями.
“В этих
фильмах нет морализаторства, склонности поучать, ни один персонаж невозможно
запросто отнести к положительным или отрицательным”, - анализирует кинокритик.
Независимо от того, обращаются ли авторы к эпохе Чаушеску или говорят о современности, в центре всегда оказываются жизни обычных людей, столкнувшихся с непредвиденными трудностями
Эксперты не
перестают восхищаться профессионализмом румынских создателей кино, в особенности
операторов и постановщиков. Подспорьем здесь послужил как доступ местных специалистов
к западному образованию, так и открывшиеся в течение последних 15 лет студии, к
услугам которых часто прибегают западные мастера. Среди наиболее известных
картин, снятых в Румынии, - военная драма Холодная гора со звездными Николь Кидман и Джудом Лоу в главных
ролях, а также драма Молодость без молодости оскароносца и классика Фрэнсиса Форда Копполы.
Профессионализм,
добытый на площадках первоклассных американских мастеров, и авторское видение
сочетались в нынешних творцах румынского кино настолько удачно, что, по мнению
обозревателя американского Los Angeles Times Стивена Зейчика, страну ждет
исключительно светлое кинематографическое будущее. “Румыны не могут снять
плохое кино. У них это заложено на уровне ДНК”, - шутит критик.
Полный
артхаус
Топ-7
картин румынских режиссеров, покоривших жюри и публику ведущих европейских
кинофестивалей
Смерть господина Лазареску, 2005г.
- Режиссер: Кристи Пую
- Награды: Каннский кинофестиваль
Трагикомедия о ночи скитаний умирающего старика по больницам
румынской столицы - первый фильм из задуманной режиссером серии Шесть историй
окраин Бухареста
12:08 к востоку от Бухареста, 2006г.
- Режиссер: Корнелиу Порумбойю
- Награды: Каннский кинофестиваль (2), премия Европейской киноакадемии
Комедия о жителях провинциального румынского городка,
пытающихся в прямом эфире местного телеканала выяснить историческую правду о
событиях в день падения режима Николае Чаушеску
4 месяца, 3 недели и 2 дня, 2007г.
- Режиссер: Кристиан Мунджиу
- Награды: Каннский кинофестиваль (2), премия Европейской киноакадемии (2), Гойя
Социально-психологическая драма о сложном испытании в жизни
двух университетских подруг, одна из которых решилась на нелегальный в годы
коммунистического режима аборт
Мечты о Калифорнии, 2007г.
- Режиссер: Кристиан Немеску
- Награды: Каннский кинофестиваль
Кинодрама о жителях небольшого румынского городка, в котором
во время балканской войны на несколько дней задержался поезд с военнослужащими
НАТО
Хочу свистеть - свищу!, 2010г.
- Режиссер: Флорин Шербан
- Награды: Берлинский кинофестиваль (2)
Разыгранная непрофессиональными актерами социальная драма о
взбунтовавшемся за пять дней до освобождения воспитаннике исправительной
колонии
За холмами, 2012 г.
- Режиссер: Кристиан Мунджиу
- Награды: Каннский кинофестиваль (3)
Основанная на результатах документального расследования журналистки BBC психологическая драма о
трагическом случае экзорцизма в румынском монастыре, приведшем к гибели девушки
Поза ребенка, 2013г.
- Режиссер: Калин Питер Нецер
- Награды: Берлинский кинофестиваль (2)
Драма о сложных
отношениях мужчины, сбившего на дороге
ребенка, и его матери, пытающейся всеми правдами и неправдами спасти сына от
тюрьмы
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.