Украинскую живопись я вспомнил в том смысле, что мало кто ее знает и мало кто ценит. А если вы были в «Арсенале» на выставке «Великое и величественное», там можно было с удивлением обнаружить, насколько богатое, полноценное и глубокое украинское искусство, и насколько сильно оно завязано на европейских живописных традициях. Одно дело, когда в эпоху интернета мы можем в любой момент иметь связь со всем миром. Другое дело, когда ты видишь работы 13-14 века и понимаешь, что в такой же манере и в таких же образных структурах работали лучшие европейские мастера. У тебя открываются глаза, насколько созвучна украинская культура, и в частности украинская живопись культурным традициям и процессам Западной Европы, и насколько категорически она отличается от русской культуры. Особенно очевидно это было на примере нескольких русских икон - они чужие по духу, по строю, по эмоциональному настрою: это категорически другая культура. Когда я говорю о традициях украинской живописи применительно к фильму, я имею ввиду интересные колористические решения, формы, силуэты. Если вспомнить украинскую живопись конца 19 - начала 20 века - всплеск авангарда, художники смело сочетали украинские архетипические формы с совершенно нехарактерными колористическими решениями – как ярко и звонко это звучало. Ты смотришь и не анализируешь, но понимаешь что это оно - родное, допустим, Полтавщина, Хмельниччина, Надднепрянщина.
- То есть ваша задача - сделать героев, узнаваемых во всем мире?
- Это одна из самых сложных задач, потому мы и выбрали эстетику вертепа - там отсекается все лишнее, и делаются акценты на характерах, на узнаваемости героев, чтобы дальше была возможность сделать их знаковыми персонажами.
Ведьма в кожаном платье
-Сколько в фильме женских образов?
- У нас есть страшная ведьма Хелена из Испании, которой 150 лет, прообразом ее была Елизавета Батори - княгиня, делавшая эликсиры из крови младенцев. Ее выдают замуж за князя Кричевского, у которого есть молодая дочь - 17-летняя красавица Кася (актриса Аня Адамович).
актриса Анна Адамович в роли Каси
У Хелены (польская актриса Моника Бушовец) костюмы должны быть довольно холодные, каменные, скульптурные – и при этом женственные. В свадебном костюме я использовал максимум вышивки, чтобы был перебор абсолютно по всем фронтам. А второе платье вообще сделал кожаное, что, в принципе, в те времена было распространенным. Оно очень эффектно выглядит - натуральная кожа с меховой отделкой, кружево из металлической нити, цепи - то что надо, плюс меховая накидка. Домашние платья более картинные – есть испанские, французские, итальянские мотивы.
актриса Моника Бушовец в роли Хелены
- Я посмотрела на Максима Осу и впервые, пожалуй, отметила, сколько сексуальности и архитектурности в традиционном образе козака – широкий пояс на талии, чуб, серьга в ухе, мягкие шаровары.
- Мы этого и добивались. В костюмных фильмах с обилием декора очень легко впасть в ненужную журнальную манерность-лаковость и потерятьгероев. Я практически не смотрю русское кино, но когда попадаю на какие-то фильмы, видно, как имитируют мужскую сексуальность, мужскую энергетику какими-то пустыми цацками. Понимаешь, что так делать категорически нельзя.
- Сложно ли было делать костюмы для карликов?
-Нет, абсолютно. Я всю жизнь хотел сделать постановку в театре карликов. Мы с Иваном еще в детстве это обсуждали, пытались что-то придумать, но не складывалось, и когда в фильме появились карлики - это был восторг, именины сердца.
- У них более фентезийные костюмы?
- Нет, это категорически не фильм-сказка, это исторический детектив, и у него другая задача. А карлики - это европейская дворцовая традиция, культурная, живописная. Эти люди всегда присутствовали на достаточно ярких ролях - и в живописи, и в литературе это зафиксировано.
Как у Готье и Лагерфельда
Много топовых кутюрье, специалистов с мировым именем делали костюмы для знаковых фильмов, например, Готье делал для «Пятого элемента». И мне показалось, что неплохо было бы сделать костюмы на уровне работы haute couture с максимумом ручной работы, с проработкой деталей. В принципе, в кино у нас никто так не делает. Наши костюмы полностью сшиты вручную, то есть человек сидел и вышивал полностью весь костюм - бисер, золотая канитель, натуральный жемчуг. Это абсолютно осознанный выбор - чтобы вещи выглядели не как историческая реконструкция, но при этом чтобы чувствовалось дыхание времени.
Мне кажется, что исторические копии платьев делают от неуверенности в своих силах. Лучшие мастера, художники по кино, дизайнеры все равно идут по пути художественного решения. Тот же Лагерфельд, который приложил руку к костюмам в фильме «Королева Марго» с Изабель Аджани, нашел в историческом костюме современные выразительные средства.
- Как вам работается с друзьями?
- Так получилось, что мы знакомы с детства, практически вся команда училась в одной школе – художественной школе имени Шевченко. Только с режиссером, Иваном Сауткиным мне удалось поработать в рекламах, сделать парочку маленьких фильмов. С Колей Кищуком работаю впервые, с Юрой Барсуком тоже не пересекался ни в рекламе, ни на клипах. Из-за того, что нас учили одни учителя, в работе достаточно тонкие отношения, созвучие, есть момент понимания, любви, уважения к тому, что делают другие, никто на чужую территорию не заходит. Есть понимание того, что ты доверяешь профессионалу и ожидаешь максимум, что и получаешь в результате.