"Недостающее звено в эволюции" оказалось лемуром, не имеющим отношения к человеку

Корреспондент.net,  23 октября 2009, 01:34
 Недостающее звено в эволюции  оказалось лемуром, не имеющим отношения к человеку
Фото: plosone.org
Скелет Darwinius masillae

Вновь обнаруженные окаменелости вымершего вида приматов из северного Египта заставили ученых пересмотреть теорию эволюции человека.

Находка указывает на то, что найденные ранее останки доисторического млекопитающего, названного Darwinius masillae и получившего широкую известность под именем Ида, не являются останками примитивной формы одного из далеких предков человека, а отражают форму конвергентной эволюции групп приматов, более близких к лемурам, полагают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.

Хорошо сохранившийся полный скелет Иды, с окаменелыми остатками ее последней трапезы, был представлен публике в мае 2009 года, что сопровождалось научной статьей в журнале PLoS ONE, где ведущий автор исследования Йорн Хурум из норвежского Музея естественной истории в Осло подчеркивал, что скелет этого примата несет на себе некоторые характерные признаки, свойственные для высших обезьян и человека. К ним относится отсутствие так называемого "гребня зубов" - нескольких удлиненных передних резцов и клыков, выступающих вперед, а также особого типа когтей на задних лапах, которые используют примитивные виды приматов для чистки своей шерсти.

Ученые нашли недостающее звено в эволюции обезьян и человека

Это обстоятельство и позволило ученому заключить, что животное относилось не к лемурам, ходящим в подотряд мокроносых обезьян, а являлось представителем зарождающегося подотряда эволюционно более продвинутых сухоносых обезьян, к которым относятся многие виды человекоподобных обезьян и сам человек.

Новая окаменелость, получившая название Afradapis longicristatus, относится к той же группе вымерших примитивных обезьян, называющихся адапидами, что и Ида. При этом, афрадапис появился на свет на 10 миллионов лет позже Иды, а его останки были найдены не на территории современной Германии, а в северном Египте.

Анализируя более 360 различных морфологических признаков Иды, афрадаписа и еще 117 видов современных и вымерших обезьян, Эрик Сейферт из Университета Стони Брук в Нью-Йорке, и его коллеги показали, что признаки, на которые указывал Хурум как на прогрессивные, на самом деле являются продуктом независимой конвергентной эволюции. Эти признаки появлялись несколько раз в прошлом у различных групп приматов, среди которых есть обезьяны, гораздо более близкие по своим параметрам к высшим приматам, чем адапиды.

При этом, среди окаменелостей, обнаруженных учеными за последние 20 лет, встречаются ровесники Иды и афрадаписа, как несущие на себе эти и более прогрессивные признаки, так и полностью их лишенные, что служит подтверждением идеи о конвергентной эволюции различных групп приматов.

Несмотря на то, что авторы майской публикации в PLoS ONE во многом соглашаются с выводами авторов статьи в Nature, они все же полагают, что полностью опровергнуть то, что Ида могла быть переходным звеном между примитивными обезьянам и человеком им не удалось, а потому научный диспут, скорее всего, продолжится по мере нахождения новых ископаемых видов древних обезьян.

Напомним, Ида была найдена в неиспользуемом ныне карьере недалеко от Дармштадта в Германии, оставшемся от разработок битумных сланцев. На его месте 47 миллионов лет назад находилось озеро вулканического происхождения, а по берегам рос тропический лес. Останки примата  были оценены в 750 тыся долларов.Именно такую сумму ученые заплатили палеонтологу-любителю, обнаружевшему окаменелости.