Глубоководные кальмары пытаются отвлечь внимание противника ампутированными конечностями

Корреспондент.net,  30 июля 2012, 14:59
Фото: sciencemag.org
Кальмары используют тактику ящериц

Ученые обнаружили, что глубоководные кальмары Octopoteuthis deletron, ретируясь после схватки с противником, отвлекают его внимание ампутированными щупальцами.

Кальмары Octopoteuthis deletron обитают на глубинах около 500-800 метров, плохо доступных для наблюдения, поэтому об их поведении известно мало.

Обычно ученые имеют дело с животными, выловленными сетями, что позволяет изучить анатомию беспозвоночных, но не их повадки. Выловленные таким образом, кальмары часто имели поврежденные конечности. Исследователи приписывали это действию сетей, но только сейчас оказалось, что это не так.

Исследователи наблюдали за поведением животных у берегов Калифорнии с помощью глубоководного аппарата, снабженного камерой высокого разрешения. Когда они пытались схватить кальмара при помощи манипулятора, животные нападали на аппарат, но всякий раз неудачно, из-за того, что не могли закрепиться на его металлической поверхности.

Тогда авторы решили заменить манипулятор ершиком для мойки посуды. Именно благодаря этому исследователя удалось увидеть необычное поведение животного: после непродолжительной схватки со щеткой, кальмар удалялся, оставив на ней пару извивающихся щупальцев и испустив облако чернил.

Оставленные щупальца на своих кончиках имели биолюминисцентные точки и светились в темноте. Это должно было сбить с толку нападавшего и дать уплывающему кальмару фору. Подобное поведение можно наблюдать у ящериц, но, в отличие от последних, кальмары никогда не жертвуют частями тела, предварительно не контратаковав противника.

Напомним, в 2009 году в ходе раскопок вблизи британского поселка Крисчен-Мэлфорд в графстве Уилтшир палеонтологи обнаружили поразительную находку - идеально сохранившийся чернильный мешок, принадлежавший доисторическому кальмару длиной чуть менее трех сантиметров.