О фреске "Трое мужчин с копьями" из коллекции известного итальянского собирателя античного искусства Джанпьетро Кампаны было известно, что ее изобразил на фрагменте стены древнеримской эпохи сам Кампана или один из его протеже.
Недавно искусствовед Бьянка Джексон из Рочестерского университета в США попыталась применить к этой фреске современные методы анализа. Результаты ее исследования были объявлены на заседании Американского химического общества в Новом Орлеане.
Оказалось, что под новодельным изображением скрывается настоящая римская фреска.
Терагерцовая спектроскопия используется для дистанционного изучения различных материалов без риска их повреждения, и в последние годы этот метод все чаще применяется при анализе художественных произведений.
Не разрушая материала
Терагерцовое излучение, которое в электромагнитном спектре занимает место между инфракрасным и микроволновым излучением, применяется теперь в музейных лабораториях, куда оно пришло из аэропортов.
"Это очень полезный для искусствоведов метод, потому что в отличие от рентгеновской или ультрафиолетовой спектроскопии, он не повреждает молекулы исследуемого вещества", - рассказала доктор Джексон на заседании общества химиков.
Джанпьетро Кампана был известным коллекционером, жившим в XIX веке и собиравшим предметы античности. На склоне лет он занялся реставрацией - или попросту говоря, созданием заново работ в древнеримском стиле, которые он впоследствии выдавал за подлинные.
Ранее эту фреску уже исследовали методом рентгенофлуоресцентного сканирования, который регистрирует все атомы, из которых состоит объект. Но это исследование смогло лишь показать, что в составе работы есть атомы, которые не присутствуют на ее поверхности.
Для того чтобы выяснить, что скрывается под верхним слоем, сотрудники музея обратились к доктору Джексон и ее коллегам с просьбой исследовать изображение при помощи терагерцового анализатора.
Ничего предосудительного
"На экране компьютера, обрабатывавшего данные спектроскопии, стали проявляться черты человеческого лица - два глаза, брови, нос, рот, тень от подбородка", - рассказывает Бьянка Джексон.
Пока еще окончательно не доказано, что это изображение имеет древнеримское происхождение, однако биография коллекционера и его пристрастия вполне с этим согласуются. Вполне возможно, что оригинал был просто очень низкого качества.
"Сегодня на интернет-аукционе можно легко купить римскую монету 200 года до нашей эры за 25 центов. Объяснение этому очень простое - она не очень высокого качества", - поясняет доктор Джексон.
Как говорит искусствовед, такая подделка античных произведений не считалась предосудительным делом в середине XIX века, особенно если при создании фальсификаций использовались оригинальные материалы.
"Так что он мог просто нарисовать что-то поверх, поскольку знал, что получит больше признания, если на стене будет какой-то симпатичный рисунок", - заключает эксперт.
Источник: Русская служба Би-би-си