Ученые выяснили, как птенцам пингвинов удается месяцами жить без пищи

Корреспондент.net,  3 июля 2013, 13:22
Новости науки: Ученые выяснили, как птенцам пингвинов удается месяцами жить без пищи
Фото: Reuters
Птенцы королевских пингвинов могут оставаться без пищи в течение 3-4 месяцев

Птенцы королевских пингвинов способны месяцами обходиться без пищи благодаря тому, что их клетки переключаются в особый "энергоэффективный" режим.

Во время вынужденного зимнего голодания длиной в четыре-пять месяцев организм птенцов расходует питательные вещества с максимальной пользой для организма, сообщили французские биологи.

Пьер-Аксель Монтернье из Лионского университета и его коллеги обнаружили это свойство организма пингвинов, проследив за тем, как менялась работа клеток в мускулах птенцов во время голодовки.

Как отмечают исследователи, мускулы являются основным источником тепла у птиц и животных и одновременно, самым крупным потребителем энергии.

В свою очередь, источником тепла в них выступают митохондрии - особые органеллы, в которых расщепляются сахара и синтезируются молекулы АТФ, "энерговалюты" клеток. Монтернье и его коллеги обнаружили, что эта часть клетки переключается в особый "энергоэффективный" режим во время продолжительных голодовок, отсутствующий у других теплокровных животных.

По словам ученых, зимой митохондрии детенышей пингвинов в среднем производили больше молекул АТФ на единицу питательных веществ и кислорода, чем это делали клетки других животных. Когда пищи становилось достаточно, "энергостанции" клетки возвращались в нормальное состояние.

В сочетании со способностью переживать переохлаждение организма без серьезных последствий, этот "трюк" помогает птенцам переживать голодные месяцы.

Напомним, в минувшем году ученые использовали спутниковые изображения Антарктиды для подсчета императорских пингвинов Aptenodytes forsteri.