Динозавр на обед: новая находка переписала историю возникновения змей

Корреспондент.net,  28 января 2015, 16:22
Динозавр на обед: новая находка переписала историю возникновения змей

Эти находки опровергают теорию о внезапном появлении змей на древе эволюции

Палеонтологи обнаружили четыре вида древних змей живших в промежутке 167-140 миллионов лет назад, то есть во время позднего юрского и раннего мелового периоду, что почти на 70 миллионов лет раньше предполагаемого образования подотряда змей, сообщает журнал Nature Communications.

Старейшая змея из найденных четырех, Eophis underwoodi, найдена на юге Англии. Крупнейшая, Portugalophis lignites, - в заброшенном угольном руднике Гимарота (Португалия) — и достигала метра в длину.

Судя по всему, они обитали в заболоченных районах на островах Западной Европы. Еще один вид (Diablophis gilmorei) нашли в речных отложениях на западе США (Колорадо). Змей посчитали базальной группой относительно известной патагонской рептилии Najash rionegrina.

Находки показывают, что древнейшие змеи не только ели динозавров, но и обладали задними конечностями — хотя их череп уже принял характерную форму.

Более того, эти находки опровергают теорию о внезапном появлении змей на древе эволюции (100 миллионов лет назад). Предыдущие 70 миллионов лет эти пресмыкающиеся медленно развивали вытянутое тело с сокращающимися (или вовсе отсутствующими) конечностями.

Широкий географический разброс найденных окаменелостей, а также их анатомия свидетельствуют о том, что существовали и более древние змеи — ученым только предстоит их найти.

Наконец, эволюция характерной для змей формы черепа и зубов случилась еще до того, как животные утратили конечности. Причиной этого, согласно наиболее популярной гипотезе, является переход к подземному образу жизни, потребовавшему освоить рытье нор.

Ранее в Китае обнаружили останки древнейшей рыбы с челюстями.