Насекомые обладают уникальной системой обоняния

Корреспондент.net,  14 апреля 2008, 15:13
Насекомые обладают уникальной системой обоняния
Фото: venda.ru
Насекомые воспринимают запахи не так, как другие животные

Группа исследователей из Рокфеллеровского университета и университета Токио изучили насекомых и пришли к выводу, что они обладают уникальным механизмом обоняния, в отличие от других живых существ.

До настоящего времени ученые полагали, что система обоняния у насекомых устроено так же, как у большинства живых существ, т.е. молекулы какого-либо вещества попадают на поверхность клеток носа, где расположен G-белок, который и передает сигнал о наличии запаха в мозг. Одно из важнейших звеньев этой цепи - открытие молекулярных ворот.

Однако, по словам ученого Лесли Вошелла, насекомые воспринимают запахи не так -  у них отсутствуют все эти переходные события, и они используют молекулярные ворота напрямую.

Молекулярные ворота  представляют собой ионный канал, который в открытом состоянии пропускает в клетку определенные ионы. Когда молекула вещества присоединяется к ионному каналу - он меняет свою форму и открывается. Поток ионов, попадая внутрь клетки, запускает цепь сигналов, приводящих, в конце концов, в мозг.

Так вот, изучив время за которое в мозг насекомых попадает сигнал о том или ином запахе, ученые пришли к выводу, что сигнальный путь, связанный с G-белком, не участвует в механизме восприятия запаха насекомыми. Они провели еще несколько экспериментов, которые показали, что ионный канал прямо активируется молекулами вещества.

Ионные каналы, отвечающие за восприятие запаха у насекомых, состоят из двух белков: собственно обонятельного рецептора и его корецептора. Если строение корецептора оказалось типичным для белков, выполняющих эту функцию, то сам рецептор является уникальным. Вместе рецептор и корецептор образуют неселективный катионный канал, который пропускает внутрь клетки положительно заряженные ионы - катионы.