ГлавнаяНаукаНаука

Ученые: Медузы перемешивают Мировой океан

Корреспондент.net, 30 июля 2009, 15:33
Ученые: Медузы перемешивают Мировой океан
Фото: nature.com
Кадр из видео исследователей. Люди очень мало знакомы с природой океана

За перемешивание океана ответственны медузы, утвержают американские исследователи в доказательство теории внука Чарльза Дарвина.

Исследователи провели ряд модельных экспериментов с использованием красителя. Итоги опытов описаны в статье в журнале Nature, которую редакция выбрала темой номера.

До настоящего времени у ученых не сложилось единой точки зрения относительно механизмов, ответственных за перемешивание воды Мирового океана. Большинство исследователей склонялось в пользу версии о доминирующей роли течений и ветров. Внук Чарльза Дарвина около 50 лет назад выдвинул другую гипотезу. Дарвин предположил, что за перемешивание слоев воды ответственны медузы и другие небольшие подвижные существа. Перемещаясь, они увлекают за собой жидкость. Вклад, вносимый отдельными животными, может быть не очень значительным, однако в масштабах океана эффект будет заметным.

Авторы нового исследования решили проверить идею Дарвина экспериментально. Ученые наблюдали за медузами рода Mastigias в лагуне острова Палау в Тихом океане. Чтобы оценить, в какой степени медузы перемешивают воду, исследователи использовали флуоресцентный краситель.

За перемешивание океана ответственны медузы

Ученые проанализировали полученные данные и примерно рассчитали, с какой интенсивностью должны перемешивать воду все живущие в океанах подвижные животные. Согласно их выводам, суммарный эффект должен быть сравним с эффектом от ветров и течений.

По мнению авторов новой работы, она показывает, насколько мало люди знакомы с природой океана. Исследование, например, заставляет по-новому взглянуть на распределение питательных веществ в толще воды.

Между тем, в сентябре минувшего года французские ученые нашли у медуз гены бактерий, благодаря которым они могут жалить.