Корреспондент.net,
22 декабря 2017, 11:05
Журнал Корреспондент составил традиционный рейтинг самых влиятельных украинцев по итогам 2017 года.
Уходящий год не войдет в историю как переломный или поворотный для Украины. Да, страна получила долгожданный безвиз с ЕС и окончательно оформила соглашение об ассоциации. Но из-за длительного ожидания этих событий эффект от них очень быстро выгорел. Нам так много говорили о безвизе и ассоциации, что кажется: они были у нас всегда, и не пришлось ждать целых три года после победы Евромайдана. События, которые могли бы сделать 2017 год историческим для Украины, так и не произошли, пишут Валерий Литонинский и Александр Крамаренко в №50 (192) журнала Корреспондент. Война на Донбассе продолжается, урегулирование конфликта в тупике, реформы только запускаются (и то далеко не все), и эффекта от них ждать еще долго.
Зато усилилась политическая борьба внутри Украины. Налицо промежуточное положение украинского общества: между Евромайданом, чей эффект окончательно нивелировался, и накатывающим разочарованием плюс подготовка к новым изменениям. Все это вместе и отображает наш рейтинг самых влиятельных украинцев. И, конечно, предвкушение выборов, куда без него.
С одной стороны, рейтинг показывает, что лица, которые принимают решения в Украине, не меняются десятилетиями, и никакие революции и Майданы не могут лишить их влияния. Большая часть людей были в этом списке в начале 2010-х и до сих пор там, только периодически меняясь местами. С другой — лица, получившие рычаги влияния только после Революции достоинства, сумели сохранить свои позиции и не уступают матерым игрокам. Вместе с тем появляются новые люди, которые существенно нарастили свое влияние как раз в 2017 году.
Большой патрон
В Украине Президент всегда оказывается самым влиятельным человеком. И страна, и традиции, и политическая система — все об этом.
Несмотря на то что Петр Порошенко с момента своего избрания правит в формально парламентско-президентской республике, он не теряет своего первенства среди лиц, принимающих решения в Украине. Порошенко замыкает на себе все ключевые вопросы в государстве, контролирует армию, спецслужбы и финансы. Искренне считает, что контролирует и Верховную Раду с Кабинетом Министров.
Отсюда следует и то, что его ставленников и соратников оказалось больше всего в ТОП-100 влиятельных украинцев. Причем это как прямые подчиненные гаранта, так и его доверенные лица, присматривающие за различными направлениями государственной политики. Такой контроль со стороны Порошенко и его личное участие даже в самых мелких вопросах уменьшает влиятельность его ставленников. Так, глава СБУ Василий Грицак или генеральный прокурор Юрий Луценко благодаря своим должностям владеют серьезными полномочиями, но в большей степени выполняют волю Порошенко, чем являются самостоятельными игроками. Хотя амбиции того же Луценко явно не ограничиваются ролью верного оруженосца главы государства.
Также влиятельностью Порошенко объясняется увеличение роли его Администрации как ключевого центра принятия решений в стране. Поэтому в списке влиятельных украинцев хватает чиновников с Банковой. Они обычно влиятельнее министров и депутатов, что отображает расстановку сил в украинской власти. Рада вообще превратилась в послушного исполнителя решений власти с говорящими головами внутри. Роль независимого ключевого органа в стране осталась только на бумаге.
Влиятельность Порошенко автоматически повышает значимость даже тех, кто решается бросить ему вызов. Министр внутренних дел Арсен Аваков — один из тех, кто нарастил свое влияние в 2017 году. Удалось это ему в первую очередь за счет противостояния с Президентом. МВД — мощнейшая силовая структура, которая де-факто не особо подконтрольна главе государства. От независимости Авакова Порошенко в 2017 году страдал не раз. Взять хотя бы историю с Михаилом Саакашвили, его побегами, арестами и митингами. Защищает Петра Алексеевича от бывшего университетского друга как раз Аваков, из-за чего гарант не может чувствовать себя абсолютно спокойно.
Говорят, что у Порошенко после безвиза кризис политических смыслов. А предвыборная кампания уже на носу. Удержать такой уровень влиятельности, особенно с приближением выборов, Президенту будет сложно. Нужно бросить на весы что-то ощутимое. Победу над коррупцией? Укрощение тарифов ЖКХ? Стабилизацию курса гривны? Вывод российских сил из Донбасса? Что?
Несменяемость элит
Вместе с тем Порошенко, Луценко, их «заядлые партнеры» Арсений Яценюк и Александр Турчинов, вечная оппозиционерка Юлия Тимошенко, временные оппозиционеры Юрий Бойко, Борис Колесников и прочие — это политики, которые входят в список влиятельных украинцев с того момента, как эти списки начали формировать. Одна и та же политическая элита правит страной 20 лет, меняя друг друга во власти и оппозиции.
Той же Юлии Владимировне оставаться на плаву не мешает даже то, что она привычно манипулирует, а иногда и просто лжет. Вот и сейчас она в очередной раз оседлала оппозиционную риторику, рассказывая о «геноциде и обнищании», благодаря чему считается одним из фаворитов предстоящей президентской гонки.
Или, например, Виктор Медведчук, который фактически управлял страной, будучи главой администрации президента Леонида Кучмы еще в начале 2000-х. Он инициировал принятие Конституции с парламентско-президентской формой правления, по которой сейчас живет страна. Медведчук давно находится вне украинской публичной политики, его не увидишь на украинском ТВ, но он остается среди самых влиятельных украинцев в первую очередь за счет своего кума — президента России Владимира Путина.
Медведчук превратился чуть ли не в главного коммуникатора Украины с российской властью, именно он договаривается об обмене пленными, освобождении украинских политзаключенных из российских тюрем. По сути, агент Путина в Украине чувствует себя абсолютно уверенно, сохраняет бизнес и даже пользуется привилегиями. Напрямую из Киева в Москву сейчас может летать только один борт в мире — тот, что возит Медведчука.
Согласно социологическим опросам, 50% населения не видят в Украине политических лидеров, которым можно было бы доверить управление страной. У украинцев есть мощный запрос на новые лица в политике, но удовлетворить его некому. Устоявшаяся система четко отсекает и пережевывает новичков. В рейтинге влиятельных новых лиц мало. Но некоторые, как Святослав Вакарчук, например, и попали в него с авансом, что они смогут удовлетворить общественный запрос на новые политические элиты.
Старые олигархи
Если политики в рейтинге людей, которые принимают решения в стране, хотя бы меняются местами, то такое ощущение, что украинские олигархи вросли в него навечно. Ахметов, Пинчук, Коломойский, Фирташ, Новинский, Жеваго, Косюк и прочее — эти фамилии давно всем известны и из нашего рейтинга никуда не делись. У них крупнейшие предприятия страны, банки и медиахолдинги. Они продолжают финансировать политиков из предыдущей главы.
Несмотря на заветы Майдана и обещания новой власти, деолигархизация в стране так и не произошла. Более того, олигархи продолжают получать государственные преференции, финансовую поддержку от государства для их бизнесов. За примерами далеко ходить не нужно: в госбюджете на 2018 год сохранены налоговые льготы для предприятий Юрия Косюка. Хотя в 2017-м его компания и так получила почти половину всех государственных дотаций, предназначенных аграриям. Или взять того же Коломойского. Казалось бы, олигарх попал в опалу, его главный актив — ПриватБанк — национализировали, но это не мешает Коломойскому сохранять хорошие отношения с Аваковым и Луценко. А химкомбинаты Фирташа защитили от конкурентов антидемпинговыми пошлинами — в ущерб потребителям-аграриям.
Для деолигархизации в Украине больше сделали даже, как бы это странно ни звучало, американцы. Тот же Фирташ уже третий год не может покинуть Австрию из-за запроса на экстрадицию в США. Американцы подозревают украинского олигарха во взяточничестве и грозят 50 годами тюрьмы. Безвылазное нахождение в Вене, конечно, сковывает ему маневр, но в Украине Фирташ сохраняет свое влияние. Его телеканал Интер лоялен к власти, предприятия химической промышленности исправно работают. Лишился олигарх контроля над государственными предприятиями, любезно предоставленного ему предыдущей властью, но пока для бизнеса Фирташа это не критично.
Характерно, что человек, который подарил Украине всю олигархическую систему, — президент Леонид Кучма, — также остается в списке влиятельных.
Новые силовики
Наиболее динамичный рост в качестве центров влияния в стране продемонстрировали антикоррупционные органы. Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) открыли много резонансных дел против топ-чиновников и ближайшего окружения самых влиятельных людей страны. К конкретным результатам в виде посадок они пока не пришли, успели даже рассориться между собой. Но, когда власти пошли в атаку на антикоррупционеров через все подконтрольные им правоохранительные органы — ГПУ, МВД, СБУ и так далее, ответная реакция прилетела быстро, причем достаточно мощная.
Артема Сытника и Назара Холодницкого поддержали в США, Евросоюзе, МВФ и Всемирном банке, то есть все ключевые доноры и кураторы нынешней украинской власти. С такой группой поддержки влияние и независимость антикоррупционеров только возросла. Конечно, старые элиты продолжат вставлять НАБУ и САП палки в колеса, но если антикоррупционеры не используют такой карт-бланш в виде щита от Запада, то тогда стоит задуматься, что, может, все-таки дело действительно в них, а не в противодействии системы.
Сытник и Холодницкий среди тех, кто может еще больше увеличить свое влияние на принятие решений в стране в 2018 году. Все в их руках.
Региональные лидеры
Еще одна характерная особенность рейтинга самых влиятельных украинцев за 2017 год — достаточно широкое присутствие в нем региональных чиновников, которые укрепили свои позиции. С децентрализацией регионы получили больше средств, и умело использующие их чиновники становятся заметными фигурами в масштабах всей страны. К тому же в Украине есть ряд харизматичных мэров и глав ОГА, которые, выстраивая лояльные отношения с Киевом, принимают решения в ключевых регионах страны.
Например, команды харьковского губернатора Юлии Светличной и днепропетровского Валентина Резниченко считаются самыми эффективными в Украине. Они управляют богатейшими и стратегически важными регионами. При этом их задача и в том, чтобы сбалансировать влияние местных градоначальников — Геннадия Кернеса и Бориса Филатова, которые сумели найти общий язык с Банковой и сохранить свое влияние в ключевых городах-миллионниках.
Старается не отставать от них и Одесский тандем Максим Степанов — Геннадий Труханов. Губернатору Степанову от Киева выпала роль человека, который должен доказать, что Одесским регионом можно управлять лучше, чем это получалось у Саакашвили. Поэтому в проекты Степанова центр охотнее вкладывает деньги, чем это было в период правления его предшественника.
Во всяком случае строить дорогу Одесса — Рени у нового губернатора точно получается лучше, и палатку ставить на трассе для этого не понадобилось. Труханов же может похвастаться близостью к высшему руководству страны. Не сбивает позиций одесского мэра ни история с российским гражданством, ни коррупционные скандалы, ни пожар в детском лагере Виктория, который за несколько месяцев до трагических событий открывал сам Труханов с Президентом Порошенко.
Наиболее независимый региональный лидер — Андрей Садовый. У него есть целая фракция в Верховной Раде, которой он пытается управлять из Львова. Однако власти изрядно подпортили рейтинг Садового историей с мусором. Сейчас Самопоміч и ее лидер в оппозиции. Причем некоторые представители политсилы, такие как Семен Семенченко и Егор Соболев, участвуют в достаточно сомнительных уличных акциях и активностях. Влиятельности это Садовому и его партии не добавляет, скорее наоборот.
Всех этих людей влиятельными делают простые украинцы, мы с вами. Такие рейтинги — это отображение современного украинского общества. И пока в них больше олигархов и вечных политиков, а не ученых, общественных деятелей и моральных авторитетов, значит, украинскому обществу предстоит еще долгий путь становления, развития и самоидентификации. То, насколько этот процесс будет быстрым, зависит от нас самих.
Как составлялся рейтинг
В составлении рейтинга самых влиятельных украинцев приняли участие известные украинские ученые, политологи, журналисты и политтехнологи. Мы попросили их присвоить каждому из кандидатов балл влиятельности. Затем проставленные баллы суммировались, определяя таким образом место того или иного героя в рейтинге. Многие кандидаты были предложены экспертами самостоятельно. Общее число кандидатов около 200, число экспертов — 25. Такое соотношение гарантирует высокую точность ранжирования.
Благодарим за участие в создании рейтинга Евгения Магду, Дмитрия Разумкова, Алексея Лупоносова, Наталью Влащенко, Костя Бондаренко, Виталия Балу, Сергея Литвинова, Дмитрия Раимова, Ореста Сохара, Александру Решмедилову, Андрея Блинова, Андрея Золотарева, Сергея Слободчука, Антона Подлуцкого, Бориса Тизенгаузена, Дениса Безлюдько, Михаила Кухара, Павла Себастьяновича, Александра Мусиенко, Александра Мартыненко, Руслана Бортника, Алексея Якубина и Константина Матвиенко.
Присоединиться к такому уважаемому экспертному сообществу и принять участие в формировании рейтинга выпала честь и представителям Корреспондента: главному редактору Александру Крамаренко и обозревателю Валерию Литонинскому.
100 самых влиятельных, принимающих решения
Место в рейтинге
|
Имя
|
Баллы
|
1
|
Петр Порошенко
|
208
|
2
|
Арсен Аваков
|
201
|
3
|
Владимир Гройсман
|
173
|
4
|
Ринат Ахметов
|
163
|
5
|
Юлия Тимошенко
|
156
|
6
|
Игорь Коломойский
|
151
|
7
|
Виктор Медведчук
|
143
|
8
|
Арсений Яценюк
|
137
|
9
|
Виктор Пинчук
|
133
|
10
|
Андрей Парубий
|
130
|
11
|
Александр Турчинов
|
123
|
12
|
Степан Полторак
|
120
|
13
|
Олег Ляшко
|
120
|
14
|
Игорь Райнин
|
120
|
15
|
Сергей Пашинский
|
118
|
16
|
Нина Южанина
|
117
|
17
|
Виталий Ковальчук
|
115
|
18
|
Вадим Новинский
|
114
|
19
|
Юрий Косюк
|
114
|
20
|
Игорь Кононенко
|
110
|
21
|
Артем Сытник
|
109
|
22
|
Андрей Садовый
|
107
|
23
|
Виталий Кличко
|
107
|
24
|
Василий Грицак
|
105
|
25
|
Ирина Геращенко
|
105
|
26
|
Борис Ложкин
|
103
|
27
|
Юрий Луценко
|
103
|
28
|
Степан Кубив
|
103
|
29
|
Назар Холодницкий
|
102
|
30
|
Геннадий Кернес
|
101
|
31
|
Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко)
|
99
|
32
|
Андрей Павелко
|
98
|
33
|
Владимир Зеленский
|
95
|
34
|
Игорь Насалик
|
94
|
35
|
Геннадий Зубко
|
94
|
36
|
Андрей Иванчук
|
94
|
37
|
Геннадий Боголюбов
|
93
|
38
|
Дмитрий Фирташ
|
93
|
39
|
Оксана Сыроид
|
92
|
40
|
Виталий Хомутынник
|
92
|
41
|
Анатолий Матиос
|
92
|
42
|
Леонид Кучма
|
92
|
43
|
Олег Гладковский
|
92
|
44
|
Константин Елисеев
|
92
|
45
|
Павел Розенко
|
92
|
46
|
Александр Третьяков
|
91
|
47
|
Валентина Данишевская
|
90
|
48
|
Вадим Рабинович
|
90
|
49
|
Павел Климкин
|
89
|
50
|
Александр Грановский
|
88
|
51
|
Марина Порошенко
|
88
|
52
|
Виктор Галасюк
|
88
|
53
|
Геннадий Труханов
|
87
|
54
|
Константин Григоришин
|
87
|
55
|
Ярослав Дубневич
|
86
|
56
|
Павел Петренко
|
84
|
57
|
Борис Филатов
|
83
|
58
|
Иванна Климпуш-Цинцадзе
|
83
|
59
|
Павел Пинзенык
|
80
|
60
|
Святослав Вакарчук
|
78
|
61
|
Андрей Коболев
|
78
|
62
|
Константин Жеваго
|
78
|
63
|
Юлия Светличная
|
77
|
64
|
Вадим Ивченко
|
77
|
65
|
Алексей Филатов
|
77
|
66
|
Мирослав Продан
|
77
|
67
|
Руслан Князевич
|
76
|
68
|
Владимир Кистион
|
76
|
69
|
Юрий Бойко
|
76
|
70
|
Сергей Левочкин
|
76
|
71
|
Сергей Власенко
|
76
|
72
|
Онуфрий (Березовский)
|
75
|
73
|
Валентин Резниченко
|
75
|
74
|
Ольга Богомолец
|
75
|
75
|
Григорий Немыря
|
73
|
76
|
Валерия Гонтарева
|
72
|
77
|
Евгений Мураев
|
72
|
78
|
Андрей Кожемякин
|
72
|
79
|
Александр Домбровский
|
71
|
80
|
Остап Семерак
|
71
|
81
|
Геннадий Москаль
|
71
|
82
|
Дмитрий Шимкив
|
70
|
83
|
Григорий и Игорь Суркисы
|
70
|
84
|
Александр и Галина Герег
|
69
|
85
|
Роман Труба
|
68
|
86
|
Наталья Корчак
|
66
|
87
|
Сергей Билан
|
65
|
88
|
Максим Степанов
|
64
|
89
|
Андрей и Руслан Веревские
|
64
|
90
|
Асман Моше Реувен
|
63
|
91
|
Алексей Вадатурский
|
63
|
92
|
Андрей Пышный
|
62
|
93
|
Александр Ярославский
|
62
|
94
|
Саид Исмаилов
|
61
|
95
|
Олег Синютка
|
60
|
96
|
Сергей Тигипко
|
60
|
97
|
Яков Смолий
|
58
|
98
|
Борис Колесников
|
58
|
99
|
Николай Мартыненко
|
58
|
100
|
Святослав (УГКЦ)
|
55
|