Чем ближе выборы, тем больше призывов объединиться вокруг того или иного политика. Вот только в реальности чаще происходит размежевание.
Объединяться умудряются разве что евробляхеры — и они эффективно этим пользуются. Потому что у них есть общая идея. Корявая, противоправная, но общая.
Вот что точно объединяет всех без исключения украинских политиков, так это методы борьбы за голоса украинцев, пишет Валерий Литонинский в №22 Журнала Корреспондент.
Предвыборный популизм никуда не делся. В 2018 году старт полновесного избирательного сезона совпал с отопительным. Вдобавок, наложилось очередное повышение цен на газ для населения и теплокоммунэнерго. Так что у кандидатов в президенты появился шикарный повод рвануть рубаху на груди.
В Кривом Роге включать отопление пришлось под аккомпанемент угроз зажечь шины. К старту отопительного сезона в Смеле (Черкасская обл.) давали отмашку дуэтом Кабмин и сам Президент. Да, проблемы с подачей отопления повторяются из года в год в этом почти 70-тысячном райцентре. Но раньше никому не было дела до этого. Но не в предвыборные месяцы.
Президент Петр Порошенко на телекамеры приказал «сорвать пломбы» и дать газ в Смелу под его ответственность. Юлия Тимошенко на следующий день приехала в город и пошла по котельным, после чего заявила, что никакие пломбы не сорваны, тепла нет, Президент всех обманул. Потом пошли рассказы про «террор холодом», более привычные про «тарифный геноцид» и далее по списку.
А в БПП не стали лезть за словом в карман — в проблемах с теплом в Смеле обвинили саму Тимошенко. Потому что нынешний мэр Смелы, Алексей Цыбко, вместе с Тимошенко и бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили прорывались через границу из Польши в 2017 году. Вот что бывает, когда мэры вместо «заботы о людях занимаются политиканством», заявил председатель фракции БПП в Верховной Раде Артур Герасимов. Хотя в 2017 году в Смеле были точно такие же проблемы с подачей тепла, но мэром тогда был не Цыбко, а Виктор Федоренко — председатель местной ячейки Блока Петра Порошенко. Отправили в отставку его как раз из-за проблем с отоплением. Впрочем, и до 2017 года город замерзал, а за предшествующие шесть лет там вообще уже четырех мэров сменили. А причина отопительного кризиса типична чуть ли не для всех украинских городов — попытка похоронить старые долги местных теплокоммунэнерго за поставлявшийся в прошлые годы газ.
НА ДВА УКРАИНЦА ТРИ ГЕТМАНА
С отоплением к концу ноября дела как-то наладились, чего не скажешь о других «полях сражений». Получение томоса и создание единой автокефальной православной церкви Президент смело водрузил на собственные предвыборные лозунги — и по праву. Но определенность прорисовывается уж очень медленно. Торги в церковном сообществе продолжаются, интриги плетутся, причем такие, что отечественная политика нервно курит в сторонке. Порошенко уже встретился и с лояльными представителями Московского патриархата, который формально отказался от участия в объединении. И напомнил, что двери единой церкви всегда для всех открыты.
Вполне ожидаемо самым болезненным вопросом объединения стало избрание того, кто его возглавит. Избрать главу новой церкви должны на объединительном соборе. Пройти он может уже в декабре. Вот только единого кандидата в предстоятели все еще нет. И в этом церковное сообщество удивительно созвучно сообществу отечественных политиков.
Интрига вокруг выбора кандидата на пост главы новой церкви закручивается все круче. Вроде первым в списке стояло имя предстоятеля УПЦ Киевского патриархата патриарха Филарета. С него и анафему сняли, и на объединительном соборе будет присутствовать большинство из делегатов от церкви УПЦ КП, которую он представляет. Но якобы от кандидатуры Филарета не в восторге сам Вселенский патриарх.
Ходят слухи, что Константинополь хотел бы дать предстоятелю УПЦ КП какой-то почетный титул, сохранить звание патриарха, но реальной властью не наделять. Якобы по причинам политическим и в связи с тем, что Филарет долгие годы все же находился в анафеме. Ведь для Константинополя предоставление томоса Украине — не самоцель, а часть борьбы с российской ветвью за влияние в мировом православии. Ну и есть вероятность, что кандидатура Филарета пугает колеблющихся представителей Московского патриархата, которые готовы к объединению. Хотя по поводу последнего аргумента есть мнение, что это не столько аргумент, сколько манипуляция и атака на личность Филарета как такового.
Среди основных кандидатов на роль лидера украинской церкви сейчас называют митрополита Винницкого Симеона — земляка Президента Порошенко, у них давние хорошие отношения. Симеон в 2014 году участвовал в выборах предстоятеля УПЦ Московского патриархата и занял третье место. Он единственный из 83 участников Собора УПЦ МП, кто отказался подписывать постановление о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Также могут претендовать на роль главы объединенной церкви давний сторонник автокефалии, представитель Московского патриархата митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр Драбинко и официальный преемник Филарета, митрополит Епифаний. Не исключено и назначение кого-то из варягов — из числа экзархов Константинополя, которые сейчас находятся в Киеве, либо других религиозных деятелей украинского православия, проживающих за границей. Искать будут компромиссную фигуру.
По большому счету власти важнее скорость процесса, чем имя. Ибо дорога ложка к обеду. А с личной позицией нового предстоятеля будут разбираться потом.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, ИЛИ ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Незадолго до официального старта предвыборной кампании вернулся в большую политику Арсений Яценюк. Да, этого своего давнего партнера Порошенко выдавил из правительства. Да, на Яценюка повесили ответственность за девальвацию и прочие ужасы 2014-2015 годов.
Но экс-премьер не счел, что его игра в прошлом, — он развесил билборды со своей рекламой, на которой напоминает о заслугах своего Кабмина, активно претендуя на те достижения, которыми по праву козыряет нынешний Президент. Арсений Петрович за два месяца до старта официальной кампании уже колесит со встречами по стране, налаживает контракты в регионах, формирует полевую команду.
Баллотироваться в президенты? Яценюку, конечно, ставят в упрек его нулевой рейтинг. И политтехнологи отлично помнят его провальную кампанию в 2009-2010 годах. Но за сохранение позиций в парламенте, а значит, и в конфигурации власти экс-премьер вполне готов побороться. Ради этого его нынешняя кампания и затеяна.
Тем более что проблемы у него не только с рейтингом и лояльностью низовых организаций, но и с главными партнерами. Андрей Парубий и Александр Турчинов все больше ориентируются на Президента. Арсен Аваков заигрывает с Тимошенко. Яценюку теперь нужно доказать, что его списывают со счетов преждевременно. Да и ресурсы у партии серьезные: семь кресел в Кабмине, включая МВД (но это не точно — тут должен присутствовать смайл), 81 депутат в Верховной Раде, ячейки по стране — четвертая по масштабам полевая сеть. Сдаваться рано.
Плакаты с Яценюком висят по всей стране
Порошенко это, конечно, не нравится. Потому что за поддержку перед выборами Народный фронт и Яценюк точно попросят что-то взамен. Чем сильнее и цельнее политсила будет к тому моменту, тем большего смогут добиться.
БАЛАНС (НЕ)ИНТЕРЕСОВ
А Порошенко предстоит еще разобраться с тем, на кого он заменил Яценюка. Президент уверен, что назначением на пост премьер-министра Владимир Гройсман полностью обязан ему. Гройсман же хочет быть независимым и подчеркнуто держится в стороне от президентской избирательной кампании. Да и вообще, он тщательно и технично строит репутацию технократа — это вполне твердая валюта даже в украинской политике.
К тому же от излишней самостоятельности премьера есть прививка — уголовное дело против его соратника, экс-главы Государственной фискальной службы Мирослава Продана. Специализированная антикоррупционная прокуратура подготовила Продану подозрение в незаконном обогащении. Речь идет о сумме почти в 90 млн грн, на которые бывший налоговик якобы накупил элитной недвижимости в Киеве и Турции, а также автомобилей представительского класса. Продан все обвинения отрицает, но заблаговременно выехал за границу, говорит, что в Германию на лечение.
Правоохранители утверждают, что это еще не все претензии к экс-главе Фискальной службы. Гройсман молчит, хотя раньше заявлял, что Продан будет возглавлять ГФС, пока он руководит правительством. Вместе они еще с винницких времен, и премьер всячески пытался вывести соратника из-под удара, уволив даже по собственному желанию. Обвинения против Продана — косвенная угроза репутации премьера, он же за него лично ручался. Но и с этим вызовом Гройсман справится — мы же помним, что и как он говорил на заседаниях Кабмина по поводу скандалов с коррупцией в тех или иных ведомствах.
Пока Порошенко старается сконцентрировать вокруг себя всех представителей власти и убедить их вместе работать на его победу, Тимошенко призывает коллег по условному лагерю демократической оппозиции к объединению. Готова сотрудничать она с Андреем Садовым, Анатолием Гриценко и Святославом Вакарчуком. Вот только с ней никто публично сотрудничать не готов. Кроме разве что певицы Анастасии Приходько, которая уверена, что у Тимошенко есть деньги из-за того, что просто «она очень умная», а вот бизнеса у нее нет. И где Юлия Владимировна только находит таких персонажей?
РАСКОЛ ОППОЗИЦИИ
В отличие отдемократов представители бывшей Партии регионов всегда умели объединяться. Вот и сейчас экс-регионалы обсуждали создание действительного мощного союза ориентированных на Россию политических сил. Мы уже писали, что переговоры о создании тройственного союза шли между группой самого богатого украинца Рината Ахметова, группой задержанного в Австрии украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа и партией За життя, которую представляли ее лидер Вадим Рабинович вместе с примкнувшим к нему кумом президента России Владимира Путина — Виктором Медведчуком.
Так вот, эти переговоры провалились. Единой политической силы и единого кандидата в президенты от этого лагеря за 120 дней до президентских выборов — нет. За життя объединилась с группой Фирташа в единую платформу, кандидатом в президенты выдвинули Юрия Бойко — экс-министра энергетики времен Виктора Януковича.
Группа Ахметова поддерживать этот союз не стала. Контроль над партией Оппозиционный блок и ее брендом сохранил Ахметов, а вот Бойко и главного партнера Фирташа — главу администрации президента Януковича — Сергея Левочкина из политсилы исключили. Нет сомнений, что вслед за ними уйдет и часть фракции Оппоблока в Раде, которая ориентировалась как раз на Фирташа — Левочкина. У Ахметова вряд ли станут искать собственного кандидата в президенты — там готовятся к парламентским выборам.
На одном поле — в русскоговорящих регионах Украины — теперь кроме Бойко будут искать голоса Евгений Мураев с его проектом Наши, а также партии Відродження, Наш край, ну и кто-то из возможных кандидатов от Ахметова, если от этой группы кто-то пойдет на мартовские выборы.
Самого богатого украинца наверняка поддержат, помимо оставшейся части Оппоблока, проект бывшего губернатора Донецкой области Сергея Таруты Основа и Радикальная партия Олега Ляшко.
А у Порошенко тем временем подросли шансы на выход во второй тур.
Но это неточно, потому что у пророссийского лагеря украинской политики есть общие диспетчеры, которые могут уговорить его снова сесть за стол переговоров, чтобы выдвинуть единого кандидата.
КРАЙНИЕ СПРАВА
На противоположном фланге украинской политики — националистическом — тоже продолжаются объединительные процессы. Там также пытаются назвать единого кандидата, но пока процесс идет вяло. Партии Свобода, Правый сектор, Организация украинских националистов, движения С14 и Конгресс украинских националистов поддержали на эту роль представителя Свободы Руслана Кошулинского. Против выступил Национальный корпус, чей лидер Андрей Билецкий явно более рейтинговый и узнаваемый политик, чем новоявленный единый кандидат.
Выдвижение Кошулинского действительно выглядит странно, словно попытка согласованно слить имеющиеся возможности. Лидер Свободы Олег Тягнибок не хочет баллотироваться, чтобы не показывать низкий рейтинг перед парламентскими выборами, вот и нашли такого «отбывателя номера» в лице Кошулинского, который сейчас является депутатом Львовского облсовета, а в прошлом созыве Верховной Рады был вице-спикером. Избирателей, готовых голосовать за правые идеи в Украине, не так уж много, но даже в этом поле вряд ли будет единый кандидат.
ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ
Но пока все думают об объединениях и занимаются агитацией, социологи на второе место президентских рейтингов ставят того, кто вообще не ведет кампанию и не является политиком. По данным некоторых соцопросов, комик Владимир Зеленский может претендовать на выход во второй тур выборов, если таки соберется баллотироваться. Конечно, верить соцопросам — себя не уважать. Но и от самого артиста поступают сигналы о том, что он вполне способен ввязаться в политическую игру. Правда, пока он так и не ответил на свой собственный вопрос: «Так ты «да» или «нет»?»
Проблема кандидата-комика в том, что, когда из истории «по приколу» он превратится в реального кандидата в президенты, к нему сразу возникнет масса вопросов, на которые ответов пока нет. Мы не знаем политических принципов Зеленского, внешнеполитических ориентиров, его команды. А сравнивать его с экс-актером Рональдом Рейганом — игнорировать наличие у того длинной политической карьеры поверх актерской.
ПЯТАЯ СИЛА
Тем временем у нас тут нарисовалась новая сила. Бытует мнение, что за движением «евробляхеров» стоят исключительно компании, которые занимаются ввозом в Украину нерастаможенных автомобилей, и, собственно, сами владельцы «евроблях». Казалось бы, Верховная Рада уже приняла пару законов, в десятки раз снизив акциз на растаможку автомобилей и установив даже льготный период. Но «евробляхеры», почувствовав свою силу, добиваются еще больших уступок и растаможки за пару-тройку сотен евро. Например, они требуют отменить возрастной коэффициент при расчете акциза, чтобы дешево и легально завозить в страну всякую рухлядь из Европы.
Вряд ли власти на такое пойдут, но «евробляхеры» требуют уступок, блокируют дорожное движение во многих регионах, в том числе в правительственном квартале столицы. По-хорошему, конечно, нужно как можно скорее подписывать принятый Радой закон и наконец-то дождаться реакции правоохранителей на незаконные действия «евробляхеров».
Потому что пока правоохранители просто самоустранились от выполнения своих функций в отношении владельцев машин на иностранной регистрации, устроивших транспортный армагеддон и прибегающих к шантажу общества в целом. Если власти не хотят окончательно и жестко решить вопрос с «евробляхерами» из-за приближения выборов и боязни потерять около полмиллиона голосов, то им лучше вспомнить, что, не решая эту проблему, они теряют еще больше голосов. Мало того, тем самым лидирующий сейчас в парламенте БПП помогает конкурентам выращивать политическую силу с самостоятельными задачами и очевидными союзниками.
Появление на политической сцене новой квазигражданской инициативы «евробляхеров» осведомленные источники не под диктофон связывают с силовиками. Якобы именно их покровительство позволило этому феномену вырасти до общенациональных габаритов и стать полноправным политическим фактором.
…И ВЫСТРЕЛ СЕБЕ В НОГУ
Незадолго до выборов была проведена ревизия лояльного поголовья избирателей. И министр социальной политики Андрей Рева озвучил главную идею, которая на человеческий язык переводится примерно так: накормить пенсионеров и прочих иждивенцев за счет среднего класса. Рева заявил, что доходы работающих за рубежом украинцев те обязаны декларировать, чтобы учитывать их при предоставлении субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Сейчас те, кто получает доходы из-за рубежа, как правило, их не декларируют при обращении за субсидией, поясняет министр. В результате, субсидия им назначается в большем размере, нежели это могло бы быть, если бы они честно задекларировали свои доходы.
Понятно, что этими намерениями реальные замыслы могут и не исчерпываться. Учитывая, что по итогам 2018 года только официальных переводов в Украину ожидается до $13 млрд, речь идет о подготовке к их налогообложению. И если по поводу подоходного «заробитчан» еще могут выручить соглашения Украины об избегании двойного налогообложения, то от обязанности платить ЕСВ (единый соцвзнос) их сможет уберечь разве что уход в полную несознанку.
И еще вдогонку по поводу ЕСВ — Кабмин на полном серьезе обсуждает вопрос о возвращении практики обложения всех высоких зарплат этим налогом. Что тут можно сказать, тем самым среднему классу показывают на дверь. Куда он, похоже, таки направился. А пенсионеры, ради которых задуман этот фискальный фестиваль, еще крепко подумают, голосовать ли за провластного кандидата. Традиционно они были «за Юлю». Но кто об этом готов помнить?