Скандал вокруг Укроборонпрома, поход Нацдружин на Президента, истерика вокруг закона о языке — все это раскаляет избирательную кампанию добела.
Взаимное поливание грязью радует только одним — из-под ковра выметается сор, который уютно пребывал там с незапамятных времен и почти никого до старта предвыборных баталий не интересовал, пишет Валерий Литонинский в №5 Журнала Корреспондент.
Околоспортивные джентльмены снова вышли на улицу. Но метелят нынче не активистов, а полицейских. Еще одна разница с прежними играми титушек состоит в том, что при этом уже появились политические лозунги — патриотические на этот раз. Выявление высокопоставленных коррупционеров — это невероятно круто. Вот только одновременно с созерцанием грязного белья отечественных коррупционеров мы вдруг с удивлением наблюдаем всплеск московских мантр о «гражданской войне на Украине» и «начавшихся бунтах нацистов». Ну и да, контрабанду российских запчастей к экс-советской технике, стоящей на вооружении ЗСУ, таки в РФ перекрыли.
КОРРУПЦИЮ ВЫЖИГАТЬ НАДО, СЕБЕ В НОГУ СТРЕЛЯТЬ — НЕТ
Тема №1 в информационном пространстве Украины последних недель — коррупция вокруг Укроборонпрома и внутри его. История достаточно противоречива — публикация проекта Наши гроши основана на так называемом анонимном письме. То есть речь идет о сливе заинтересованными лицами некоего компромата. Вот только в результате реакции НАБУ и правоохранителей на этот компромат выяснилось, что комплектующие на предприятия концерна Укроборонпром действительно поставлялись с серьезно завышенными ценами. А для вывода «наценки» использовались фирмы-прокладки.
Организатором схемы журналисты называют Игоря Гладковского — сына заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олега Гладковского — близкого друга и бизнес-партнера Президента Петра Порошенко. Укроборонпром находится в ведении СНБО, поэтому Гладковского-старшего назвали «крышей» этой схемы.
После публикации материалом Гладковского-старшего уволили из СНБО, а НАБУ провело ряд обысков и задержаний.
Тем не менее журналисты ряд сотрудников СБУ, ГПУ, и НАБУ связывают с намеренным блокированием дел против участников описанной коррупционной схемы. Правоохранители, конечно, все отрицают. Как собственно и Гладковские, которые даже обещают судиться с журналистами.
Слабой позицией действующей власти тут же воспользовались ее политические оппоненты.
Громче всех заявила о себе в этом хайпе партия Национальный корпус. Нацкорпус — это политическая сила, которая вышла из так называемого азовского движения, образовавшегося на основе добровольческого полка Азов, принимавшего участие в боевых действиях на Донбассе. Сейчас движение представляет собой собственно военный полк Азов — подразделение специального назначения, входящее в структуру МВД, политическую партию Национальный корпус и общественную организацию Национальные дружины — такое себе квазивоенное образование, насчитывающее до 2 тыс. человек. Руководит всей этой кампанией народный депутат Андрей Билецкий.
Нацдружины были брошены на острие атаки: 9 марта они пришли под здание Администрации Президента с требованием привлечь к ответственности Гладковских — уже после его увольнения, к слову. Это не первая акция Нацкорпуса и дружественных ему структур на Банковой, но именно эта закончилась дракой с полицейскими. Нападения на правоохранителей, слезоточивый газ, файеры, петарды — ну и дальше по классике. Яркие фото и видео облетели все СМИ.
Пока азовцы дрались под АП, глава государства находился с рабочей поездкой в Черкассах. Билецкий предложил своим соратникам ехать в Черкассы и там спросить у Порошенко, почему представители его близкого окружения до сих пор не оказались за решеткой. Вот только из Киева на встречу с Президентом в Черкассы никто доехать не успел. Зато местные представители Нацкорпуса во время выступления главы государства на предвыборном митинге попытались прорваться к сцене. Закончилось все примерно так же как в Киеве, но еще красочнее. Снова драка с полицией, файеры, избитые правоохранители, молодчики, прыгающие на крыше полицейского авто.
Итоги горячей встречи? У правоохранителей 22 пострадавших: 18 отравились газом, четверо получили ранения. У националистов — двое задержанных. И нежное «ну-ну-ну» от министра внутренних дел Арсена Авакова 11 марта: «Эти молодые люди [инициировавшие беспорядки] решили, что они могут переходить границы... Нельзя заявлять об одном преступлении, совершая другое».
КТО ХОДИТ ПРАВЫМ ФЛАНГОМ
Фактически эти события ознаменовали собой запуск нового сценария предвыборной кампании, самого рискованного — силового обострения. Возникает вопрос, кому выгодны такие представления?
Украинские политэксперты традиционно связывают Национальный корпус с министром внутренних дел Аваковым. Идет это еще со времен первых лет войны, когда добровольческий батальон Азов вошел в состав МВД. Выходцы из азовского движения и сейчас есть в руководстве ведомства, Аваков и Билецкий не скрывают, что продолжают контактировать. Тем не менее доказанных фактов непосредственного влияния министра внутренних дел на Нацкорпус до сих пор опубликованно не было. Хотя те же эксперты упрямо указывают на связь Авакова с последними акциями националистов — в СМИ и соцсетях такого добра навалом.
И мы же помним, что у министра внутренних дел давний тлеющий конфликт с действующим Президентом. Хоть Аваков и пытается изображать из себя арбитра над схваткой в текущей избирательной кампании, но получается у него это с каждым днем все хуже. Министр активно подыгрывает оппонентам Порошенко, в первую очередь Юлии Тимошенко и Владимиру Зеленскому. Только Аваков рассказывает о расследованиях по поводу подкупа избирателей в пользу Президента, хотя ни одно из них пока так ничем и не закончилось. В случае переизбрания действующего главы государства дни Авакова у власти сочтены, так что он свою ставку сделал — кто угодно, но не Порошенко.
Почему бы тогда не покошмарить Президента близкими националистами? Тем более что заголовки в итоге получаются куда как хлесткие — «ветераны войны призывают к ответу Главнокомандующего».
В самом Нацкорпусе любое влияние Авакова отрицают и обижаются на такие обвинения. «Никакой связи с Аваковым. Все, что делается вокруг этого, — не очень разумное повторение клише, которым Администрация Президента пыталась уничтожить каждый добровольческий батальон... Решили, что нашей темной стороной будет Аваков… Полиция прикрывает Порошенко, как мать своего ребенка, в частности, в Черкассах репрессирует Нацкорпус, а связи почему-то не у Авакова с Порошенко, входящих в одну коалицию, а у меня. Это абсурд и ахинея», — говорит Билецкий.
Нацкорпусу даже ставили в вину чуть ли не связи с Москвой. Но, по словам Билецкого, у них самостоятельная организация, которая финансируется за счет малого и среднего бизнеса, а также за счет минимальных членских взносов участников. Актив партии — это молодежь, ветераны и идейные националисты. В Нацкорпусе отдельно подчеркивают, что никому не платят за участие в акциях, а все действуют за общую идею и коллектив. А власти источниками финансирования столь недешевой и активной политсилы пока что не интересуются.
Сам Билецкий отказался баллотироваться в президенты. В объединение с другими националистическими организациями, которые поддержали на выборах кандидатуру Руслана Кошулинского из Свободы, азовцы тоже не пошли. На носу парламентская кампания и Нацкорпусу как-то нужно о себе напоминать. Акции против Порошенко возвращают партию на политическую авансцену, привлекают к ней внимание — на брифинге лидеров Нацкорпуса после событий в Черкассах отбоя от журналистов не было. То есть на данном этапе националисты и Аваков могут быть как минимум ситуативными союзниками.
Но если националисты своих целей по привлечению к себе внимания этими акциями достигают, то дискредитация таким образом Порошенко — вещь сомнительная. Наоборот, драки молодчиков с полицией в воюющей стране оставляют нехороший привкус у консервативного избирателя. А сторонники хайпа и движа до избирательных урн обычно не доходят.
Аваков занял очень рискованную позицию заигрыванием с нацдружинами: с Порошенко «горшки побиты» очевидно и окончательно, а нынешние симпатики Авакова — Тимошенко или Зеленский — в случае победы на выборах вряд ли захотят мириться с настолько самостоятельным главой МВД. Юлия Владимировна вообще самостоятельных в команде не признает, как показывает прежняя политическая история.
ДВОЕ ЧУБЯТСЯ
Порошенко лично ни в каких расследованиях по поводу Укроборонпрома не фигурирует, как ни старались публикации о скандале его с ним связать. Но скандал с коррупцией в оборонке бьет в первую очередь по нему. Президента обвиняют в том, что он не мог не знать о махинациях своего близкого товарища. А если действительно не знал — значит, тоже сам виноват, вот такой плохой Главнокомандующий. Кстати, журналисты, опубликовавшие слив, не называют его источник. Хотя, по сути, к ним в руки попали материалы уголовного дела, с перепиской через телефоны подозреваемых, в частности. То есть весьма вероятно, что источник — сами силовики.
Порошенко признался, что эта история его подкосила. Акции Нацкорпуса тоже не добавляют спокойствия. На Банковой коррупционный скандал в оборонке стараются отыгрывать заявлениями об открытом аудите Укроборонпрома и переносом ответственности на правоохранителей.
Оппоненты используют происходящее на 120%. Особенно усердствует Тимошенко — она заявила, что Порошенко нужно объявить импичмент. Для нее это дело в принципе привычное. За свою длительную политическую карьеру Тимошенко успела призвать к импичменту уже четырех президентов — Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича и вот теперь Порошенко. Зачем? Во-первых, в Украине нет даже закона об импичменте, то есть начать эту процедуру в принципе невозможно. Во-вторых, до выборов осталось меньше месяца. Или это она на будущее? На случай, если Порошенко сохранит кресло?
Кроме наездов на Президента в кампании лидера Батьківщини вообще ничего не происходит. Если не считать обнародования фактов подкупа избирателей со стороны ее команды. Если раньше СБУ разоблачала схемы подкупа избирателей, то теперь стала достоянием гласности якобы попытка подкупа кандидата в президенты Юрия Тимошенко за 5 млн грн, чтобы тот снялся с выборов. За подкупом кандидата в президенты, по данным Генпрокуратуры, якобы стоял тот же депутат, что и за возможным подкупом избирателей — Валерий Дубиль. Его ГПУ обещает привлечь к ответственности. Зачем Юлии Владимировне снимать своего однофамильца с выборов — очевидно. Когда каждый процент на вес золота, две одинаковые фамилии в бюллетене могут оказаться той соломинкой, которая сломала хребет верблюду. А точнее — не пропустит Тимошенко Юлию во второй тур.
Для полноты хаоса Тимошенко успела в один день призвать Порошенко сняться с выборов и тут же пригласить его на теледебаты перед первым туром.
Из окружения Порошенко отвечают лидеру Батьківщини в том же духе: глава фракции БПП в Верховной Раде Артур Герасимов прямо во время заседания парламента включал аудиозапись якобы разговора Тимошенко с бизнесменом Игорем Коломойским. Это должно было, по мнению Герасимова, подтвердить ее коррупционные связи с опальным экс-главой Днепропетровской ОГА. Стороны друг друга стоят и это от отчаяния? Навряд ли. Тимошенко — сильный политический боец, возможно, она уже "стелет соломку" — готовит почву к возможному непризнанию результатов голосования. Отсюда же и постоянное повторение темы о возможных фальсификациях на выборах.
ПРОСТО ЖДАТЬ
И пока команды Порошенко и Тимошенко уничтожают друг друга, третьему фавориту избирательной гонки Зеленскому даже делать ничего не нужно. Он отсиживается в окопе, в надежде не растерять медиавес, полученный задолго до старта избирательной кампании. Самого Зеленского продолжают умело прятать от серьезных разговоров и дискуссий. А бесконечные скандалы у конкурентов делают все за технологов ЗеКандидата, поворачивая к нему разочаровавшийся и протестный электорат.
Вот только согласно соцопросам, которые продолжают рисовать Зеленскому рекордные рейтинги, его сторонники — это в первую очередь возрастная категория 18-35 лет, из которых большая часть либо будет голосовать впервые, либо обычно вообще не ходит на выборы. То есть, дойдет ли избиратель Зеленского до участков для голосования, по-прежнему главный вопрос и вызов для его команды. Согласно опросу группы Рейтинг, только 75% потенциальных избирателей Зе ответили, что точно придут на выборы. У Порошенко таких 86%, а у Тимошенко — 84%. Так что ответ в соцопросе — еще не галочка в бюллетене. Об этом стоит помнить, если результат Зеленского на выборах будет сильно отличаться от рейтингов в опросах.
А объединительные процессы во втором эшелоне президентской гонки выглядят не вполне логично. Так называемая демократическая оппозиция группируется вокруг Анатолия Гриценко. В его пользу снялись с выборов мэр Львова Андрей Садовый, нардеп Дмитрий Добродомов и бывший журналист Дмитрий Гнап. Хотя самая серьезная фигура из них — это Садовый: он вел активную кампанию, имеет неплохие итоги работы во Львове в качестве мэра, его партия неплохо представлена и в Раде, и в местных советах. И еще у Самопомочі есть ресурсы, которых не хватало Гриценко, — в первую очередь партийная структура на местах. Но договоренности о сотрудничестве между сторонами, во всяком случае, озвученные публично, слишком расплывчаты. К тому же внутри самой партии от решения Садового, по слухам, не в особом восторге. Конечно, у Гриценко сразу заговорили о надеждах попасть во второй тур. Но реальность такова, что даже объединенный рейтинг четырех кандидатов не позволяет рассчитывать на такой результат. Тем более не факт, что все потенциальные избиратели Садового захотят поддержать именно бывшего министра обороны.
Еще более удивительное и бессмысленное объединение произошло на противоположном фланге украинской политики — среди бывших регионалов. Там кандидат с большим рейтингом снялся в пользу кандидата с меньшим. Нардеп Евгений Мураев поддержал другого парламентария Александра Вилкула и пообещал в будущем объединиться с ним в одной партии. Понятно, что Вилкул — более богат ресурсами, как утверждается, за ним стоит бизнесмен Ринат Ахметов. Но проблема в том, что в русскоязычных южных и восточных регионах Украины есть еще один игрок — Юрий Бойко. И именно он, судя по соцопросам, пользуется наибольшей поддержкой избирателей, которые раньше голосовали за Партию регионов и ее протеже.
СЛОВО ЗАПАДА
За перипетиями украинских выборов внимательно следят наши западные партнеры и уже присматриваются к потенциальным победителям, не забывая при этом и о текущей повестке. Накануне, 5 марта, посол США в Украине Мари Йованович выступила, пожалуй, с самой жесткой речью за все время своего пребывания в Киеве. Госпожа посол подчеркнула важность прозрачного избирательно процесса и прошлась по попыткам фальсификаций и силового вмешательства в выборы. «Официальная, политически нейтральная охрана должна обеспечить, чтобы титушки или другие вооруженные группы не мешали избирателям выражать свою волю… То же самое касается тех, кто платит им за их голоса. Команды кандидатов, которые прибегают к попыткам фальсификации голосов, должны привлекаться к уголовной ответственности. Государственные ресурсы не должны направляться против политических оппонентов», — настаивает Йованович. Тональность заявления больше похожа на призыв к конкретным действиям, чем дружеский совет. Также посол США прямо заявила, что должен быть заменен руководитель Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, уволить которого пытаются уже почти год.
Буквально на следующий после заявлений Йованович день, 6 марта, в Киев со специальным визитом прибыл заместитель госсекретаря США по политическим делам Дэвид Хейл. Формально — для демонстрации Соединенными Штатами поддержки Украины в борьбе с российской агрессией, фактически — для встреч с фаворитами президентской гонки, для своеобразной «сверки часов». Переговорил Хейл с Порошенко, Тимошенко и Зеленским. На кого ставит Вашингтон, конечно, никто не скажет. Но с любым из победителей у Запада мосты уже наведены.