Скандалы с полицейскими-преступниками, громкие протесты по поводу беспричинного задержания волонтеров, перформансы под стенами Рады — но это все ерунда, как оказалось. Арсен Аваков крепко заякорен в своем кресле
Шесть лет и четыре месяца — столько Арсен Аваков бессменно руководит Министерством внутренних дел Украины, и это абсолютный национальный рекорд, пишет Валерий Литонинский в №8-10 Журнала Корреспондент.
За это время сменились уже два президента и четыре премьер-министра. Только Арсен Борисович все на том же месте. Изнасилование полицейскими в Кагарлыке, бойня в жилых кварталах Броваров, криминальный расстрел нацгвардейцев на пьяной рыбалке, убийство малолетнего мальчишки полицейскими же — за шесть лет пребывания Авакова на посту министра такое случается с печальной регулярностью. Министр отвечает заявлениями о готовности чистить ряды. Так что требования его отставки после подобных скандалов выдвигаются скорее по инерции, без реальной надежды на успех. Аваков уже мог бы преподавать курсы политической живучести. Но у него есть занятия поважнее.
БЕЗ РЕФОРМ, НО СО СВЯЗЯМИ
Харьковский бизнесмен, прятавшийся от режима Виктора Януковича в Италии, никогда не был близок к правоохранительной деятельности. Еще в 90-е он показал, что умеет делать деньги практически на всем, — ему приписывали интересы в таких секторах, как газ, электроэнергия, производство чая, девелопмент, банкинг. И при этом доказал, что умеет системно защищать свой бизнес и свои капиталы. Удивляться нечему — все-таки у него хорошее образование (инженерно-физический факультет Харьковского политеха) и с ранней юности обширные связи в харьковской бизнес-тусовке, чуть ли не со времен расцвета кооперации.
В политику он вошел громко на волне Майдана-2004, успел поработать с разными политсилам. Сумел избежать репрессий благодаря вовремя предпринятой политэмиграции. Вернулся и принимал участие в Майдане-2014 благодаря тому, что в 2012 году был избран в Раду по списку БЮТ и получил депутатскую неприкосновенность.
Евромайдан и сделал из него министра внутренних дел. И почти сразу после вступления в должность случился первый громкий скандал — милиционеры во время задержания убили Александра Музычко (Сашко Билый), одного из координаторов Правого сектора.
Ну а потом начались реформы. Увы, они как-то быстро иссякли. Реформирование милиции в полицию закончилось уходом грузинского десанта и созданием новой патрульной полиции. Вот только патрульных полицейских в составе МВД лишь 12 тыс., а следователей и оперативников — около 30 тыс. И часть министерства никто так и не менял.
До маленьких городов реформа и вовсе не дошла, что подтверждают многочисленные скандалы аваковской эпохи. 92% милиционеров успешно прошли переаттестацию, а прочие восстановились через суд. То есть, по сути, никакой переаттестации не было. Говорящая голова Авакова, замминистра Антон Геращенко говорит, что в проблемах с переаттестацией якобы виноваты грузинские коллеги, которые разрабатывали реформу. Даже после шести лет в руководстве ведомства пытаться на кого-то другого сбросить ответственность — это, конечно, нужно уметь.
Сам Аваков утверждает, что главное изменение его министерства — это открытость. По мнению министра, раньше все преступления полицейских замалчивали, а теперь ничего не скрывают. Но тут важно не путать открытость с мощным PR.
Президент Владимир Зеленский утверждает, что дальнейшая судьба Авакова зависит от расследования дела об убийстве журналиста Павла Шеремета. По словам же самого министра, дело «никак не связано с его карьерой». И кому тут верить?
Аваков поддержал Зеленского на президентских выборах, за что Владимир Александрович не скрывал благодарность тогда. Сейчас опытный министр выступает своего рода гарантом безопасности для главы государства, щитом от уличных акций и радикалов.
Но лучше всего влиятельность Авакова характеризуют его связи в политической среде, правоохранительных органах, финансово-промышленных группах и даже за рубежом. За шесть лет у власти министр приучил, что с ним лучше дружить или сохранять нейтралитет. Недаром в соцсетях уже шутят о том, кто раньше покинет свой пост — Аваков или Зеленский? Зависит это скорее от Зеленского, но пока политической воли расстаться со старшим товарищем у него не наблюдается.
Аваков уже настолько укоренился на посту министра, что во власти даже начали использовать аргумент в духе «если не он, то кто». Президент же и так объявил, что в стране «кадровый голод». С таким подходом Аваков пожизненно министром может оказаться. А тут еще и местные выборы на носу, а министр внутренних дел уже показал, что может обеспечить эффективный контроль полиции за проведением голосования. Так что как минимум до конца 2020 года Аваков продолжит наращивать рекорд политического выживания.
EPA
Протест за отставку Авакова
МИНИСТЕРСКАЯ ЧЕХАРДА
Открытых вакансий во власти действительно хватает и без МВД. Правительству Дениса Шмыгаля уже три полных месяца, а до сих пор даже не всех министров смогли найти. Например, в министры образования Зеленский примерял уже несколько кандидатов. Предлагал эту должность нынешнему главе профильного комитета Рады Сергею Бабаку, но тот отказывался. Это тот самый персонаж, который во время предвыборной кампании рассказывал Зеленскому, что зарплаты учителей могут быть по 4 тыс. евро, запутавшись в ноликах. Одним словом, не повезло учителям, а удача была так близко.
Еще одна кандидатка в министры образования — коллега Бабака по парламенту Юлия Гришина. Она прославилась фотосессией в парламенте в футболке с надписью Маю право на помилку. Так депутаты пытались поддержать учителей, допускающих ошибки в проекте Всеукраинская школа онлайн, который транслировали по телевизору. Но пока на Банковой решили, что дефиле в футболке для министерского портфеля, наверное, маловато.
Последний известный кандидат на должность министра образования — ректор Черниговского национального технического университета Сергей Шкарлет. В начале 2010-х этот деятель буквально клялся в поддержке Януковича и избирался депутатом Черниговского облсовета от Партии регионов. В 2015 году Шкарлет пытался пройти в облсовет уже как кандидат от Блока Петра Порошенко, но безуспешно. Теперь его занесло к новой власти, но с таким бэкграундом стать министром будет тяжело. Конечно, голод голодом, но не до такой же степени.
EPA
Министр внутренних дел Арсен Аваков крепко заякорен в своем кресле, хотя его коллеги по правительству меняются с калейдоскопической частотой
Не могут найти у Зеленского и полноценного министра энергетики. За Ольгу Буславец категорически отказываются голосовать «слуги народа». Шмыгаль завел свою протеже в правительство на должность со статусом и. о., но перспективы утверждения ее кандидатуры Верховной Радой минимальны. Сам Зеленский жаловался, что какого министра энергетики не назначь, его тут же связывают с той или иной финансово-промышленной группой. Буславец, например, с холдингом Рината Ахметова. Но что, тогда вообще без министра энергетики жить?
Зато в Кабмине точно решили разделить Министерство энергетики и экологии. В главные экологи даже кандидата нашли — действующего замглавы Министерства энергетики и защиты окружающей среды Романа Абрамовского. Шмыгаль внес его в кандидатуру в парламент, но голосовать за нее депутаты пока не стали.
Вместо этого нардепы сменили вице-премьер-министра по вопросам евроатлантической интеграции. Вадима Пристайко заместила Ольга Стефанишина. Это уже будет третий по счету чиновник, ответственный за евроинтеграцию при Зеленском. Изначально было понятно, что для Пристайко эта должность временная и не соответствующая его амбициям. После потери поста министра иностранных дел из-за разногласий с главой Офиса президента Андреем Ермаком приоритетом для Пристайко было возвращение на дипломатическую службу. Говорят, что его отправят послом в Великобританию. На почетную ссылку совсем не похоже.
Пост вице-премьера по евроатлантической интеграции больше о юриспруденции и бюрократии, чем о дипломатии, так что слабая заинтересованность в нем Пристайко понятна. А вот назначение Стефанишиной в экспертной среде было встречено позитивно. Она компетентна в этой сфере, в 2017-2019 годах руководила правительственным офисом по координации европейской и евроатлантической интеграции. Привела ее туда Иванна Климпуш-Цинцадзе — бывший вице-премьер по вопросам евроинтеграции и действующий депутат от Европейской солидарности Порошенко. На прошлогодние парламентские выборы Стефанишина шла в списке Украинской стратегии Гройсмана, но о каких-то идеологических противоречиях со «слугами народа» тут говорить не приходится. Ее ближайшим заданием станет подготовка к обновлению Соглашения об ассоциации с ЕС. Кстати, это уже второй человек после министра финансов Сергея Марченко в нынешнем правительстве из партии Владимира Гройсмана. Может, и сам Владимир Борисович скоро подтянется?
Разобрались во власти наконец-то и с новым министром культуры. Им стал нардеп от Слуги народа Александр Ткаченко. В украинской культуре даже наметилась какая-то традиция — ею управляют медийщики. Предыдущий министр культуры Владимир Бородянский до похода в политику возглавлял крупнейший медиахолдинг страны — StarLightMedia Виктора Пинчука. Ткаченко в политику пришел из руководства холдинга 1+1 Media Игоря Коломойского. Интересно, что буквально за несколько дней до назначения министром Ткаченко объявил о своем желании стать мэром Киева и поучаствовать в праймериз Слуги народа для отбора кандидата в городские головы столицы. Ткаченко даже обещал «вернуть гордость за Киев». Но теперь будет возвращать гордость за отечественную культуру.
«ПРОСТОЙ ПАРЕНЬ» ВЕРНУЛСЯ
Желающих составить конкуренцию Виталию Кличко на выборах мэра Киева в Слуге народа и без Ткаченко хватает. Нардепы Александр Качура и Александр Дубинский даже дебаты обещают устроить, а их коллега Николай Тищенко без дебатов уже развешивает собственную наружную рекламу. Хотя действительно серьезных праймериз от партии власти ждать не стоит. Окончательное решение все равно будет за Зеленским. И вполне вероятно, что это будет человек не из партии, а, например, главный санврач страны Виктор Ляшко.
При этом у Зеленского и без Киева хватает хлопот из-за местных выборов. В областных центрах выдвигать в мэры Слуге народа особо некого, действующие городские головы присоединяться к президенту не спешат, партийные списки набирать тоже тяжело. Хоть как-то загнать людей в партию власти, призваны помочь изменения в избирательном законодательстве. В Раде первое чтение прошел законопроект о том, что в местные советы населенных пунктов с населением от 15 тыс. человек можно будет баллотироваться исключительно от партий. То есть никакого вам самовыдвижения. В принципе это соответствует интересам всех крупных политсил — и власти, и оппозиции. А вот для региональных авторитетов это проблема, да и подсчет голосов сильно затянется, выборы же у нас по открытым партийным спискам.
Как бы то ни было, на одних финтах с законодательством далеко не уедешь, так что Зеленскому самому пришлось засучить рукава и отправиться в регионы — напоминать о своей политической силе перед выборами.
И тут в ход пошли уже привычные для президентской команды политические технологии. Зеленский снова «решает вопросы» на месте и звонит под камеры, например, главе Укрэксимбанка с требованием реструктуризировать кредиты для хмельницких предпринимателей. «Женя, примите такое решение, чтобы люди могли погашать кредиты через год. У них сейчас нет денег из-за коронавируса», — искусно играет знакомую роль президент. То, что у Зеленского особый подход к банкам, которые он обещает «дожать» ради дешевых кредитов, давно известно. То, что подобный подход не выдерживает никакой критики и ведет к полной анархии, — тоже. Но людям нравится.
Появляются снова и фотографии спортивных занятий Зеленского. Короче, кампания началась, «свой парень» вернулся. А кроме популярности президента Слуге народа на местных выборах предложить избирателям нечего. Иногда, правда, в этой показательной простоте главы государства доходит до конфуза. Так, в том же Хмельницком Зеленский зашел выпить кофе в кафе, хотя на тот момент принимать посетителей в помещениях еще было нельзя. Причем с Зеленским в кафе пошла вся его свита, в том числе и главный санврач Ляшко. Такое вот документально зафиксированное нарушение карантина, когда в общепитах официально открыты были только летние площадки и возможность брать еду на вынос, у Зеленского объяснили желанием проверить кафе на готовность к переходу на следующий этап смягчения ограничений. Правда, в самом заведении объяснили, что пригласили президента чисто из мер приличия. Зато Зеленский уже объявил, что готов заплатить штраф в 17 тыс. грн за нарушение карантина. Он же «простой», как и все, помните. Хотя по закону за это нарушение платить должно заведение.
Lb.ua
Зеленский в кафе в Хмельницком
Кстати, в этой своей подготовке к местным выборам Зеленский все больше походит на своего предшественника Порошенко, с которым самому Владимиру Александровичу так сильно не хотелось бы ассоциироваться. Но вот Зеленский тоже начинает «открывать все, что открывается». Дошло уже и до детских садов.
Пресс-служба президента
Зеленский открывает детский сад в Хмельницкой области
А до выборов же еще целых пять месяцев. Впрочем, такую активность легко объяснить. Социально-экономическая ситуация, увы, украинцы беднеют, а при таких обстоятельствах за власть обычно не голосуют. Голосуют за оппозицию.
Зеленский подписал скандальный законопроект №1210 с многочисленными налоговыми изменениями, что также власти рейтинга не добавляет. В регионах уже зреют протесты. Из-за увеличения налоговой нагрузки возмутились все — и мелкий бизнес, и крупный. Металлурги, например, просят отсрочить хотя бы на год повышение ставки ренты на добычу железной руды с 8% до 11-12%, иначе грозят остановками предприятий и массовыми сокращениями. Даже в родном для Зеленского Кривом Роге недовольны, где бьет в набат главный работодатель, гигант АрселорМиттал. То есть почва для выборов у власти не самая лучшая, поле для критики у оппозиции шире не придумаешь, стрелы летят со всех сторон. Осень будет жаркой, не только лето.
А С ДЕНЬГАМИ ЧТО?
Улучшить ситуацию власти надеются благодаря сотрудничеству с МВФ. Первый транш в $1,9 млрд из обещанных пяти по новой программе. Правда, текст меморандума с МВФ до его окончательного одобрения фондом власти показывать категорически отказываются. Это порождает слухи, что там будет большая «зрада». Министр финансов Марченко оправдывается, что ничего страшного ждать не стоит, но завесу таки немного приоткрывает.
Например, планируется введение рыночной цены на газ и отопление для населения. При нынешней конъектуре, когда газ дешевый, это ничем особенным украинцам не грозит. Но, когда газ в мире будет дорожать, а это неизбежно, у власти будут большие проблемы, ведь на платежки в стране реагируют очень болезненно.
Также берет на себя Украина обязательства по продолжению медицинской реформы, как бы ни старались ее критики, и реформы налоговой системы. Тут история вообще комичная. Если раньше налоговую и таможню у нас разделили и называли это реформой, то теперь будут снова объединять в одно юридическое лицо. Этим ведомствам, как помним, недавно со скандалом поменяли руководителей. Причина — невыполнение поступлений в госбюджет. Даже Зеленский на пресс-конференции говорил, Максим Нефьодов, бывший глава таможни — хороший парень, «симпатичный, в костюме», но костюмом бюджет не наполнишь. И что выяснилось? Оказалось, что за май новые хорошие главы налоговой и таможни собрали в бюджет еще меньше, чем плохие старые. При «неэффективном» Нефьодове в апреле в госбюджет пошло 19,6 млрд грн, а без него — 18,6 млрд. Минфин впопыхах, абы скрыть конфуз, начал уменьшать планы для таможни и налоговой — причем аж на 9,1 млрд и 19 млрд грн соответственно. Ну то есть, чтобы объявить — теперь-то планы уже выполняются, не то, что при «попередниках».
И да, страна постепенно выходит из карантина. Так что возможностей для бурной уличной активности становится все больше. Чуть не через день под Кабмином и Радой — громкие акции. Если пятого требовали отставки Авакова, то четвертого — дешевой растаможки «евроблях». Говорят, очередь занимают селяне с требованиями снять ограничения на импорт удобрений. Кто следующий?