UA
 

Корреспондент.net: Украли с помпой

2 февраля 2008, 18:00
0
2041
Корреспондент.net: Украли с помпой

Нелегальная добыча украинского янтаря с помощью обычных насосов-мотопомп дает браконьерам-добытчикам миллионные прибыли и оставляет страну без ценного минерала

Стоя на лесной грунтовке неподалеку от поселка Клесов на севере Ривненской области – центра нелегальной добычи украинского янтаря, проводник Корреспондента, согласившийся показать эти места на условиях анонимности, изрекает глубокомысленно: "Клесов – как небольшое государство. Чужих здесь не любят: если пройтись вечером по улицам или зайти на танцы, можно попасть в беду". Хмурость местных жителей легко объяснима, ведь нелегальная добыча янтаря – изюминка этого поселка, расположенного в Сарненском районе Ривненщины.

Сколько человек добывают местный полудрагоценный минерал, точно не известно. Но масштаб этого промысла ощущают уже в Киеве. 15 января Президент Виктор Ющенко подписал указ, которым получил целому ряду силовых и правоохранительных ведомств "принять срочные меры по прекращению незаконного вывоза янтаря с территории Украины".

Оно и понятно – ведь разведанные запасы янтаря в стране оцениваются примерно в полторы тысячи тонн. И эта ископаемая смола могла бы стать важной статьей экспорта, хотя и внутренний рынок поглощает весь легально добытый янтарь. Однако в прошлом году отрасль резко затормозила развитие – вести добычу солнечного камня стало невыгодно. Черные старатели опередили государство, растащив промышленные запасы янтаря из-под его носа за десять лет интенсивной добычи.

 

Янтарная лихорадка

 

О том, по какому они богатству ходят, еще лет 30 назад клесовчане даже не догадывались. Хотя практически каждому случалось выкапывать в огородах куски смолы, иногда размером с конскую голову. Но никто не пытался ее продать или обработать – находки использовали утилитарно, запасая впрок на зиму, для топки печей.

Однако уже в 1980-х годах в Клесов стали приезжать киевляне и литовцы - интересовались, есть ли янтарь. Согласно местным легендам, тогда же за большой кусок камня предлагали автомобиль Жигули. Те из местных, которые сразу поняли, откуда ветер дует, и запаслись смолой-янтарем, сейчас продукцию советского автопрома сменили на немецкие Мерседесы. Основная же масса сельчан еще лет 15 продолжала топить янтарем печи, как и встарь. Спохватились они лишь к средине 1990-х.

За несколько лет Клесов превратился в украинский Клондайк. Ностальгически улыбаясь, проводник вспоминает, как его односельчанин, ковыряясь в яме лопатой, вытащил самородок в несколько кило. В тот день старатель заработал на иномарку.

Но уже несколько лет лопатами янтарь в Клесове не копают, его вымывают самопальной техникой. "Янтарь моют мотопомпой, приводимой в действие двигателем от импортного автомобиля", - описывает процесс браконьерской добычи камня Василий Червоний, экс-глава Ривненской обладминистрации. По его словам, в какой-нибудь водоем, благо местность здесь заболочена и в них недостатка нет, бросают пожарный рукав для забора воды. Второй конец рукава оснащен брансбойтом, из которого она выплескивается под высоким давлением, промывая в грунте ямы. На поверхность подобных луж и выплывает янтарь. Невзрачные на вид куски смолы вытаскивают из ямы обычными рыбачьими подсаками.

Бригады таких браконьеров называют "копачами". После себя они оставляют голую местность, на которой часто раскиданы ямы, заполненные водой. Нужны десятилетия, чтобы на подобных пустошах что-то выросло.

Янтарная специализация клесовчан видна невооруженным глазом – здесь очень много мотоциклов, почти все из них – с колясками. Только вместо пассажирского места там стоит рама, где крепят мотопомпу. Сами насосы они прячут в укромных местах в лесу и болотах. При облавах милиция их часто конфискует, а потом продает с аукциона.

Один бывший милиционер из Ривного, принимавший участие в облавах, внес уточнения в эту версию. "На эти "аукционы" собираются свои люди, - рассказал он Корреспонденту на условиях анонимности. - Выставляется "лот", назначается смешная цена, гривен в десять. После короткого объявления стучат молотком – продано". В хозяйстве, по его словам, насосы не годятся, потому выкупают их только старатели. А деньги от продажи поступают в бюджет райцентра. "Получается круговорот мотонасосов", - иронизирует источник Корреспондента.

С каждым годом старатели уходят все дальше в лес от Клесова. Черный бизнес стал хлопотным из-за участившихся облав и истощения запасов. Но игра все еще стоит свеч. За килограмм камня мелкого размера перекупщики дают по 50-75 грн. Бывает, старатели неделями не находят ничего, но хозяин может платить им в сутки по 100 грн. Иногда бригада попадает на жилу. Тогда за день можно заработать сотни тысяч, намыв от 500 кг крупного янтаря. А 6 тыс. грн. старателям могут заплатить прямо на месте за монолитный кусок окаменевшей смолы весом около килограмма.

Если удача улыбается янтародобытчикам, они будут работать даже ночью, накрыв место добычи большой палаткой. Для этого у них, кроме помп и мотоциклов, есть генераторы для освещения.

 

Тайный экспорт

 

Чтобы понять, сколько теряет Украина в результате криминальной добычи и вывоза солнечного камня, достаточно сравнить объемы его белого и черного рынков.

Сегодня в Украине легально добывают около 3 тонн янтаря в год, монополист в этой сфере госпредприятие Бурштын Украины. Весь добытый минерал остается на внутреннем рынке, где  популярность янтаря постоянно растет.

Контрабандисты же вывозят заграницу в десять раз больше. "По информации из разных источников, в том числе оперативных, за границу ежегодно нелегально уходит более 20 тонн минерала в год, - объясняет Корреспонденту ривненский губернатор Виктор Матчук. - Причем это – сливки, лучший по качеству янтарь".

Путь нелегального камня не слишком извилист. После скупки у старателей его упаковывают и небольшими порциями транспортируют в городок Сарны, что на Варшавской трассе, и дальше – на Польшу. Туда идет основная масса нелегально добытого минерала. Ведь именно в польском городе Гданьске находится мировая биржа янтаря. Там встречаются минералы со всего света. И если в Украине калиброванный, то есть обработанный до правильной формы янтарь, который является заготовкой для дальнейшей ювелирной обработки, стоит до $ 1,5 за грамм, то в Польше – от $ 7,3 до 10,3. И эти расценки все время растут.

Примерно вдвое меньший объем уходит в Прибалтику, небольшие партии идут даже в далекие Арабские Эмираты и другие страны Ближнего Востока, где янтарь любят и ценят. Также ривненский янтарь вывозят в Киев и в Крым – там есть мастерские, где из него изготавливают сувениры.

Не удивительно, что нелегальный бизнес стоимостью в десятки миллионов долларов, нуждается в защите власти. "Здесь действуют организованные преступные группы, которые "крышуются" правоохранительными органами от областного МВД и прокуратуры до областного СБУ на уровне руководства", - убежден Червоний. Он говорит, что под это дело завязаны даже суды. Экс-губернатор рассказал случай, когда один из судей Дубровицкого района задолжал кредиторам $ 200 тыс. "Вопрос: откуда у рядового судьи из глухого района, где нет промышленности, такие деньги? Ответ прост: черный янтарный бизнес", - говорит Червоний.

Впрочем, официальные сводки милиции свидетельствуют о том, что именно они ведут беспощадный бой с янтарными браконьерами. По словам Степана Рубеля, начальника Сарненского райотдела МВД Украины в Ривненской области за прошлый год открыли 21 уголовное дело по добыче янтаря, что на три больше, чем в 2006-м. Его подопечные изъяли 62 мотонасоса, 24 мотоцикла и 13 кг янтаря. К ответственности, говорит Рубель, привлекли 25 человек, из которых двое получили сроки в полтора года.

Однако о том, что нелегальный янтарный бизнес – дело рук отнюдь не сельчан-одиночек, которых так старательно ловит милиция, говорит и Виктор Матчук. Ведь получить окно на таможне, особенно польской, простые смертные не могут. "Подозреваю, на верхнем уровне есть общий руководящий центр, - считает он. - Об этом говорят огромные объемы вывоза янтаря через таможню, а такие операции разрозненные криминальные группы проводить не могут".

В обладминистрации надеются на созданную недавно комиссию по янтарю. Секретариат Президента уже дал команду СБУ разобраться, кто координирует черный янтарный бизнес.

 

Камня на камне

 

Сегодня Польша экспортирует ювелирных изделий из солнечного камня на сумму до $ 300 млн в год, хотя поляки не добывают янтарь. Достижения же Украины, у которой есть собственные залежи минерала, скромнее: объем производства госпредприятия Бурштын – лишь около $ 2 млн в год, а частные мастерские выпускают изделий в несколько раз меньше.

Эксперты признают, что 2007 год обозначил для отечественного рынка солнечного камня перемены к худшему. "Промышленная добыча приходит в упадок – запасы янтаря истощаются, - говорит Владимир Мединский, директор госпредприятия Бурштын Украины. - Старатели выбирают до 70% жилы и после них ее промышленная разработка невыгодна".

Директор сетует на несовершенство законов, по которым янтарь считается драгоценным камнем. Потому частная добыча, как и закупка добытого подобным образом, в стране запрещена. "Мы покупать у частников не можем по закону об обороте драгоценных камней, - говорит Мединский. - В этом-то и причина ухода всего нелегального янтаря из Украины – его невозможно здесь легально продать".

Со своей стороны, Матчук предлагает действовать против нелегалов методом кнута и пряника. Кнут – это усиление наказания. Сегодня уголовно наказуема только добыча янтаря – хранение, вывоз, сбыт и скупка наказываются только штрафом. То есть для того, чтобы осудить браконьера, нужно его поймать на месте преступления за добычей янтаря, что непросто. Глава Ривненской обладминистрации предлагает установить уголовное наказание и за незаконное обращение янтаря.

В качестве же "пряника", по мнению Матчука, нужно упростить легализацию этого бизнеса, получение лицензий теми, кто и так уже добывает янтарь. В том числе легализовать продажу и скупку этого камня. Легализация, как считает Матчук, будет выгодна нелегалам. Ведь их нынешние схемы работы предполагают множество дополнительных расходов, включая взятки. Если же государство станет само скупать сырье по цене чуть большей, чем дают сегодня нелегалам, те пойдут на сотрудничество. Хотя бы ради того, чтобы расстаться с угрозой получения тюремного срока – самым большим из нынешних рисков.

 

Это расследование было опубликовано в № 4 журнала Корреспондент от 2  февраля 2008 года

ТЕГИ: Украинабизнес
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии