UA
 

Корреспондент.net: Золушкины деньги

23 февраля 2008, 11:48
0
45
Корреспондент.net: Золушкины деньги

Корреспондент присмотрелся к расходам и доходам Юлии Тимошенко и убедился – даже если родственники будут работать на нужды премьера, денег на ее содержание не хватит. Впрочем, подобное отрицательное сальдо – семейная традиция главы правительства

Постоянно в кадре, в поездках, на людях, фонтанирует идеями и проектами раскладушка прямо в кабинете – из этих ярких деталей соткан образ аскета-трудяги Юлии Тимошенко, премьер-министра Украины. Вот только наряды от элитного мирового бренда, дорогой дом, обеспеченная дочь и прочие детали быта Дамы Сердца – это тоже привычные составляющие образа главы правительства.

Корреспондент попытался оценить видимую часть расходов Тимошенко и сопоставить ее с возможными доходами от тех видов бизнеса, которые принадлежат семье премьера. В итоге глава правительства показала поразительное единение со своим народом – как и большинству украинцев, мизерные официальные доходы не мешают ей потреблять товары и услуги по цене, явно не вмещающейся в рамки семейного бюджета.

 

Гламурная бедность

 

Юлия Тимошенко любит жить хорошо, а хорошо жить любит еще больше. К примеру, она носит одежду и аксессуары от известного люксового бренда Louis Vuitton. Стоимость лишь одного из ее платьев этой марки доходит до $ 4 тыс. А ведь в гардеробе премьера есть еще и пальто за $ 3,5 тыс., несколько жакетов (только один из них стоит около $ 1,7 тыс.) и три юбки – по $ 1 тыс. каждая. Ну и как же без фирменных сумочек – их как минимум две, по $ 1,3 тыс. и $ 2,1 тыс. Только эта, активно демонстрируемая часть гардероба Тимошенко стоит около $ 16 тыс. Кроме того, по данным интернет-издания ТаблоID, премьер ездит на бронированном автомобиле Mercedes класса S, а также BMW третьей модели. По мнению экспертов журнала Автоцентр, стоимость первого может достигать $ 300 тыс., второго – более $ 60 тыс.

При этом в декларациях Тимошенко фигурируют доходы, которые никак не могут обеспечить ей подобную жизнь. Ведь в 2006 году бютовка заработала $ 12,8 тыс., а в 2007-м – $ 31,7 тыс.

Из декларации премьера следует, что и недвижимости у нее нет. Что не мешает Тимошенко жить в элитном районе Конча-Заспа под Киевом, в доме с 20-ю сотками земли, ориентировочной стоимостью около $ 5 млн. И если еще можно предположить, что Дама Сердца шесть месяцев в году работает на обновление гардероба, а оставшиеся деньги тратит на аренду дорогих авто, отказывая себе при этом даже в еде, то дом в эту смету явно не вписывается.

Ко всему и дочь премьера Евгения Карр владеет домом в Конча-Заспе по соседству с матерью. У Карр есть еще и двухкомнатная квартира в Сити – престижном районе центра Лондона. Ее площадь около 70 кв. м, и стоимость такого гнездышка, по оценкам агентства Global Property Guide, – около $ 1,5 млн. Именно эта квартира поразила своей роскошью Шона Карра, в то время будущего мужа Евгении. В интервью английской газете Yorkshire Evening Post он рассказал, как был удивлен, что его девушка живет в роскоши, недостижимой для рядовой студентки.

Тимошенко-старшая не в состоянии отчитаться не только за дочь, но и за себя. То она не признавала наличие дома, то выдвинула версию, что его арендует у неких друзей. Но даже наем подобного жилья ей не по карману. Ведь стоимость аренды дома в этой местности, по словам эксперта Дмитрия Исокова из агентства недвижимости Планета Оболонь, сегодня составляет $ 10-20 тыс. в месяц. Сама премьер, правда, утверждает, что друзья не берут с нее плату.

Но когда политики говорят, что живут в помещениях, которые им предоставляют бесплатно друзья, это наводит на мысль об их финансовой зависимости. "В демократических странах такие вещи указывают на коррупцию, - подчеркивает политолог Юрий Сиротюк. - Там чиновник по закону не имеет права получать подарки выше установленной цены или пользоваться услугами от друзей".

Комментариев от самой Юлии Тимошенко по ее расходам Корреспонденту получить не удалось. В пресс-службе на запрос ответили, что премьер не сможет рассказать об этом из-за болезни.

Ясность в вопрос элитной недвижимости ранее попытались внести родные главной бютовки. В одном из интервью ее тетя Антонина Ульяхина сказала, что скандальное здание куплено для премьера ее семьей. Кстати, все семейство якобы сбрасывается высокопоставленной племяннице и на обновы от Louis Vuitton. И Ульяхина же, мол, подарила шикарный особняк дочери премьера. Тетя премьер-министра отказалась комментировать Корреспонденту эту информацию, а Евгения Карр была недоступна для общения.

Подобные семейные связи заставляют интересоваться не только возможностями заработка самой Тимошенко, но и бизнесом ее ближайших родственников. Тем более, что уже и Виктор Ющенко, глава государства, поручил Кабмину, то есть все той же Тимошенко, приложить дополнительные усилия для завершения работы над законопроектом о декларировании доходов и затрат госчиновников и членов их семей.

Разобравшись с расходной частью бюджета Тимошенко, Корреспондент отправился искать доходные предприятия ее семьи.

 

Корпорация Тимошенко и Ко

 

Самое крупное из известных предприятий семьи Тимошенко – завод по добыче и переработке гранита Беютага. Приемная его директора Виталия Горюнова похожа на партийный офис Блока Юлии Тимошенко. Она завешана календарями и листовками, а над головой директора висит портрет премьера и флажок с сердечком. Напротив - настенные часы, на которых тот же знак принадлежности к БЮТ.

"Да, я член БЮТ, и большинство из 108-ми работников завода — тоже, - не скрывает своих политических симпатий директор. – Но ведь Юлия Владимировна человек дела, такие люди стране нужны".

Горюнов охотно рассказывает об уникальных красных гранитах месторождения, которым владеет Беютага, и обработке заводом камня еще с 23-х украинских месторождений. И замыкается, когда задают вопрос о собственниках. По его словам, завод семья Тимошенко начала строить в начале 1990-х, в содружестве с компанией Интерпайп Виктора Пинчука. Позже бизнес-империя Тимошенко стала расти, и карьер передали Ульяхиной. С недавних пор та занялась делами БЮТ в области и от бизнеса отошла.

Горюнов жалуется, что предприятие едва выживает, хотя в последнее время работает на полную мощность. Оно оперирует годовым оборотом в $ 1,5 млн.

Анатолий Черненко, директор киевского завода Гранит, предприятие которого занято аналогичным бизнесом, косвенно подтвердил эту информацию Корреспонденту. По его словам, отрасль малорентабельна, а Беютага и вовсе испытывает проблемы. Впрочем, вся прибыль Беютаги, по словам Ульяхиной, реинвестируется в оборудование.

Семье Тимошенко приписывают и перепелиный бизнес – фирму Агросоюз Феникс, в гости к которой тоже съездил Корреспондент. Она находится на краю села Новоселки на Киевщине. Когда-то там была свиноферма совхоза Сузір’я. Потом ее выкупил Виктор Пилипишин, крупный землевладелец из Киева, и развел в свинарнике гусей. Несколько лет назад ферму взял в аренду Александр Тимошенко, муж премьера, и стал разводить элитную породу перепелов.

Один из бывших сотрудников Феникса рассказал, что в 2006 году предприятие пережило финансовые трудности, зарплату стали задерживать, руководство уволилось. По словам нынешнего управляющего фермы Руслана Лапшина, бизнес малоприбыльный, семья Тимошенко им не занимается, а мужа премьера там давно не видели.

Предприниматели, работающие на этом рынке не первый год, утверждают, что рентабельность перепелиного бизнеса достигает 50-70%.

В семье есть еще один добытчик – зять премьера. Этот житель города Лидса в Йоркшире – мелкий собственник нескольких тамошних обувных магазинов и бара Heel and Key. Правда, у него есть три дома – в Англии, Испании и Египте. Журналисты дружно удивлялись браку рок-певца. "Палаточный торговец нашел ключ к сердцу дочери премьера", - писала Yorkshire Post. Так что и этот человек, скорее всего, не в состоянии обеспечить солидные доходы. Комментарии у семейства Карр об их денежных делах Корреспонденту получить не удалось.

И вряд ли высокий уровень жизни семьи премьера держится на прибыли от кафе-бара Золотая Рыбка дочери Ульяхиной Татьяны Шараповой и Вареничной Евгении Карр.

Эти заведения расположены в центре Днепропетровска на проспекте Карла Маркса. Там недорого и вкусно кормят. Например, разброс цен в меню на салаты – от 7 до 8,5 грн. Горячие закуски мясные – 8-18 грн., первые блюда – 7,50-8,50. То есть поужинать вдвоем за 70-80 грн. можно вполне.

Менеджер рассказал Корреспонденту, что Золотая Рыбка работает уже около года, но о сверхприбылях говорить не приходится. А опрошенные собственники некоторых киевских кафе сообщили, что небольшое заведение на 20-25 мест может в месяц давать от $ 1 тыс. до $ 4 тыс. прибыли в зависимости от места расположения и раскрутки. Посетителей в Золотой Рыбке в тот морозный вечер, когда там побывал Корреспондент, было не так уж и много.

Весь этот мелкий бизнес преподносили прессе едва ли не как основной источник дохода семьи премьера. "Предание гласности бизнеса – кафе в Днепропетровске, перепелиная фабрика – это чистой воды пиар из разряда декларации Тимошенко о доходах", - считает Сиротюк.

Есть еще одна версия о том, откуда Тимошенко берет деньги. В апреле прошлого года Михаил Бродский, экс-соратник нынешнего премьера, публично сообщил: перед выборами 2006 года лидер БЮТ продавала проходные места в списке своего блока по $ 3-5 млн., заработав $ 120-130 млн. "Деньгами ни с кем не поделилась, зато сразу после выборов, в марте 2006 года, обзавелась недвижимостью: купила дом себе на дамбе. И дочке такой же дом купила", - заявил эпатажный политик.

 

Золото, а не женщина

 

Впрочем, в жизни Тимошенко был период, когда она могла позволить себе нынешний уровень жизни без проблем. В средине 1990-х корпорация Единые энергетические системы Украины (ЕЭСУ) поставляла львиную долю газа в Украину. Ее главу Юлию Тимошенко по праву считали богатейшим человеком страны. Влиятельная американская газета The Wall Street Journal Europe оценила ее бизнес в $ 11 млрд. Сама Тимошенко в то время в одном из интервью беспечно заявляла: "Мы заработали столько, что даже я точно не знаю сколько".

В 1997-м она перешла в оппозицию к тогдашнему президенту Леониду Кучме. Ее бизнес начали медленно, но верно уничтожать. В 1999 году ЕЭСУ окончательно отлучили от рынка газа, в 2001-м корпорацию закрыли. Тогда же пали последние крупные активы Тимошенко: Южный горно-обогатительный комбинат и Днепропетровский меткомбинат имени Коминтерна.

С тех пор принято считать, что в Украине у Тимошенко бизнеса нет. А вот по поводу иностранных активов есть разные предположения. БЮТ как политический проект выжил благодаря деньгам Тимошенко, направляемым из-за рубежа, убежден Сиротюк, крупные отечественные спонсоры у блока появились только в 2005-2006 годах.

О том, что большие деньги у семьи Тимошенко могут быть, говорят попытки родных премьера заняться высокодоходным, но и затратным бизнесом в сфере недвижимости. К примеру, в 2005 году муж лидера БЮТ Александр заявил в прессе, что намерен реализовать план реконструкции киевских хрущевок. Такой проект по зубам только крупному капиталу. Тем более заем для этого банки дадут лишь надежной, платежеспособной компании. Так, Главное управление градостроительства Киева в прошлом году оценивало подобную реконструкцию квартала хрущевок в $ 435,6 млн. Эти цифры не вяжутся с образом владельца перепелиной фермы.

А недавно о намерениях строить современные дома вместо хрущевок в Киеве и Днепропетровске заявила Ульяхина, которая тоже не входит в списки богатых людей страны.

Так что подсчеты видимых доходов и расходов Тимошенко и Ко, как убедился Корреспондент, дают не слишком вразумительную картину. При доходах на уровне предпринимателя малого или среднего бизнеса премьер и ее семья позволяют тратить на себя по высшему разряду. Что не мешает лидеру БЮТ считать себя выразителем интересов рядовых украинцев. "Двойных стандартов здесь быть не должно: если вы выражаете интересы малоимущих, то должны жить по стандартам среднего класса", - говорит политолог Дмитрий Выдрин.

 

Это расследование было опубликовано в № 7 журнала Корреспондент от 23  февраля 2008 года

ТЕГИ: УкраинаЮлия Тимошенкоденьги
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии