UA
 

Корреспондент: Условно осужденные

8 ноября 2008, 15:18
0
24
Корреспондент: Условно осужденные

Если бы народные депутаты отвечали по закону за то, что делают в Верховной Раде и вне ее стен, некоторых из них избиратели не видели бы по многу лет

О том, насколько хорошо быть обладателем неприкосновенного тела, Александр Сушарник, прапорщик Управления государственной охраны (УГО), задумался совсем недавно, точнее – 14 октября. В этот день он вместе с группой бойцов УГО столкнулся с несколькими народными депутатами из Блока Юлии Тимошенко в узком коридоре здания Центральной избирательной комиссии (ЦИК). И все бы ничего, но между парламентариями, которые пришли в ЦИК, чтобы помешать проведению незаконного заседания, и силовиками завязалась потасовка. В ходе выяснения отношений несколько депутатов схватили прапорщика за шею и повалили на пол. Ответить на это адекватно и применить силу Сушарник побоялся. Ведь бить защищенную депутатской неприкосновенностью плоть – дело рисковое.

Между тем, сами народные избранники ни в выражениях, ни в действиях себя не сдерживают. За несколько лет затянувшегося парламентского кризиса они в совершенстве овладели целым арсеналом силовых приемов борьбы не только со стражами порядка, но и с себе подобными. В числе излюбленных аргументов в политическом диалоге с оппонентами: силовой захват и блокирование трибуны, воровство карточек для голосования, блокада спикера в собственном кабинете, банальный мордобой и матерные ругательства.

По словам правозащитника Эдуарда Багирова, если бы не депутатская неприкосновенность, за такие мелкоуголовные наклонности парламентарии расплачивались бы внушительными административными штрафами и сотнями часов общественных работ. Хуже всего пришлось бы руководителям и постоянным участникам боевых отрядов парламентских фракций. За хулиганство и регулярное препятствование работе государственных деятелей, они бы уже давно отправились в места не столь отдаленные.

Корреспондент решил присмотреться к народным избранникам с позиций Уголовного кодекса и "намотать" некоторым из них виртуальные сроки.

 

Граждане бандиты!

 

"Бандиты! Вы не имеете права бить народных депутатов. Руки убрал! Давай сюда [Валерия] Гелетея [руководитель УГО]…", - яростно кричал в телефонную трубку нардеп Олег Ляшко, один из активных участников нашумевшей октябрьской потасовки в ЦИК, снимая все происходящее на камеру своего мобильного. Впрочем, эмоциональные окрики оператора-аматора с большой натяжкой соответствуют картинке любительского видео. Короткий ролик скорее иллюстрирует яростные попытки нардепов прорваться сквозь цепь сотрудников УГО, которые защищали один из кабинетов Центризбиркома.

Совершать подобные боевые вылазки бютовцам не впервой. За время затянувшегося политического кризиса их излюбленным занятием стало блокирование работы различных госорганов. Особенно пришлись по душе сердечным сторонникам премьера суды. Так, 15 октября, около 30 бютовцев в едином порыве заблокировали кабинет руководителя Высшего административного суда Александра Пасенюка. Несколькими днями ранее, еще два парламентария из БЮТ, Валерий Писаренко и Игорь Савченко, парализовали работу Киевского апелляционного административного суда, надежно обосновавшись в кабинете заместителя его главы. Между тем, протестуя таким образом против последних указов Президента о проведении досрочных выборов и приостановлении полномочий парламента, законодатели сами нарушили закон. В частности, за вмешательство в деятельность судебных органов, соответственно статье 376 Уголовного Кодекса, каждый из бютовцев мог бы заплатить штраф в размере от 510 грн. до 850 грн, либо и вовсе попасть за решетку сроком до полугода.

Не отстают от своих политических оппонентов и члены Партии регионов. Впрочем, у дюжих представителей рабочего Востока своя специализация. Бело-голубые предпочитают режиссировать силовые сценарии штурма интересующих их объектов или же устраивать публичные потасовки, сдабривая их крепким словцом. Яркий пример тому – организованная регионалами в декабре 2007 года акция по не допуску на заседание Кабмина тогдашнего главы МИД Бориса Тарасюка. Затолкав интеллигентного дипломата в плотное кольцо, слуги народа выясняли отношения до тех пор, пока Тарасюк не оказался на полу.

Если бы не личный иммунитет, участникам этого инцидента пришлось бы хуже, чем "блокираторам" судов из БЮТ. Они бы ответили сразу по двум статьям – Вмешательство в действия государственного деятеля (штраф от 3,4 тыс. грн. до 5,1 тыс. грн, либо лишение свободы до двух лет) и Угроза или насилие в отношении государственного деятеля (лишение свободы до пяти лет).

Хотя законное наказание не постигло ни тех, ни других. Ведь формально для того,чтобы привлечь парламентария к уголовной ответственности, достаточно иметь на руках соответствующее постановление ВР и специальное представление от Генпрокурора. Но применять этот механизм на практике никто не собирается. По словам Юрия Грымчака, главы парламентского подкомитета по вопросам депутатской этики, даже спикер парламента Арсений Яценюк не довел до конца резонансное дело о воровстве у него карточки для голосования. Виновного в позорном инциденте депутата-регионала Владислава Лукьянова комитет Грымчака собирался временно лишить права присутствовать на заседаниях парламента. Но из-за бездействия спикера провести показательную "казнь" не удалось. "Видимо, Яценюк не хотел возиться с этим, - размышляет депутат и тут же добавляет. – А зря".

 

Герои своего племени

 

В правдивости этих слов можно убедиться на примере того же Лукьянова. За несколько лет работы в парламенте он вполне заслужил звание матерого рецидивиста. Помимо кражи карточки, депутат успел засветиться в качестве штурмовика Днепропетровского облсовета и возглавил группу коллег, затолкавших Тарасюка в коридоре Кабмина. По совокупности нескольких статей Лукьянов мог бы получить за свои подвиги до пяти лет лишения свободы. Столько же времени мог бы провести за решеткой и Андрей Клюев, бывший вице-премьер в правительстве Виктора Януковича, который, по признанию Яценюка, заблокировал его в собственном кабинете. Хотя учитывая то, что "блокиратор" спикера до этого не был замечен в хулиганских действиях, он мог отделаться и штрафом в размере $ 1 тыс.

Вечным донором украинской казны мог бы стать и Ляшко. Кроме регулярного блокирования трибуны и стычек со стражами порядка в декабре минувшего года, он затеял драку с коллегой-нарушителем Лукьяновым прямо за парламентской трибуной. Только за это столкновение, по статье 125 УК Умышленное легкое телесное повреждение, он заработал бы себе до 200 часов исправительных работ или заплатил до 850 грн. штрафа.

Однако подсчитывать гипотетические доходы госбюджета пока рано. Депутат-бютовец Владимир Яворивский в начале года предлагал покончить с беспределом в ВР и 150 голосами лишать права участия в сессиях депутатов, которые блокируют парламентскую трибуну. Но было это во времена, когда "лобное место" брали в тесное кольцо его оппоненты регионалы. Теперь блокированием трибуны занимается БЮТ и о давнишнем законопроекте никто не вспоминает.

Наиболее подходящим вариантом для наведения порядка в парламенте Игорь Попов, глава Комитета избирателей Украины, считает введение должности пристава ВР, который будет разнимать дерущихся и освобождать из окружения недовольных коллег. Такая практика уже существует в Российской Госдуме и английском парламенте. Впрочем, в реализацию даже этой несложной идеи Попов не верит. "В английском парламенте заседают джентльмены, а наши "мэны" и приставу морду набьют", - без доли иронии заключает он.

То, что такая вероятность вполне реальна, подтверждает страж депутатской этики Грымчак. Рассказывая Корреспонденту о недавно произошедшей в Раде потасовке между депутатами-бютовцами и членами блока Наша Украина – Народная самооборона, он целиком становится на сторону соратников премьера. По словам Грымчака, бютовец Игорь Рыбаков отдал свою карточку для голосования коллегам по фракции, но в решающий момент у депутата откуда-то появился дубликат бесценного груза, коим он и проголосовал не в интересах своих однопартийцев. В результате голосование прошло в пользу нунсовцев. "За такое, извините, нужно бить канделябром по голове", - в сердцах вырывается у главного блюстителя морали, что с точки зрения уголовного права можно расценить как угрозу физической расправы. При этом он забывает уточнить, что передавать свои карточки для голосования в третьи руки депутаты попросту не имеют права.

 

Это расследование было опубликовано в № 43 журнала Корреспондент от 8 ноября 2008 года

ТЕГИ: законыдепутатытюрьма
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии