Корреспондент в рамках своего спецпроекта Момент истины задал десяти основным кандидатам в президенты шесть профессиональных и шесть личных вопросов. Отвечает Арсений Яценюк, лидер партии Фронт перемен, 35 лет.
Профессиональное:
1. Три дела, которые Вы бы сделали в первую очередь, став президентом?
Первое: парламент, которому не доверяет 98% украинцев, должен быть распущен <…>.
Второе: новый парламент надо избирать по новой избирательной системе - нужны открытые списки, когда человек голосует за депутата, а не за партию, когда избиратель знает того, кто в списке, где каждый депутат прикреплен к конкретному округу. <…>
Третье: имплементация результатов референдума. <…> Люди высказали свое мнение: сокращение количества депутатов ВР до 300 человек, отмена депутатской неприкосновенности. Волю народа проигнорировали парламентские партии, а моя задача — ее реализовать.
2. Сейчас средняя зарплата в Украине составляет немногим ниже $ 300. Что нужно сделать и сколько нужно лет, чтобы средняя зарплата в стране достигла уровня в $ 1 тыс. ?
В моей программе Вы не увидите обещаний всем зарплат и пенсий по $ 1 тыс. на второй день после выборов. Моя задача - поставить перед государством правильные цели. Цель первая – доступное образование для всех, цель вторая – качественная бюджетная медицина, цель третья - законность и правопорядок, четвертая цель – высокие жизненные стандарты. Это – дело двух-трех президентских сроков.
3. Опыт реформ каких трех стран нужно заимствовать Украине?
Украине не нужно слепо копировать чей-то опыт. Но в отдельных отраслях по реформам можно сравнивать подходы в разных странах. Например, в сфере здравоохранения я привожу пример канадской медицины. Там работает полностью бюджетная система охраны здоровья, и это служит примером того, что государственная медицина - реальна и может быть эффективной.
Интересен опыт тех государств, которые проходили курс ускоренной модернизации. 20 лет назад, например, никто не воспринимал всерьез Китай, там сталь в тазиках выплавляли. А сегодня это страна почти номер один в мире.
Интересен и опыт США 30-х годов, когда президент Рузвельт существенно увеличил роль государства в социальных и экономических процессах. Сегодня это важный урок для Украины. Без усиления влияния государства во всех сферах жизнедеятельности нам не выйти из кризиса.
4. Как побороть тотальную коррупцию в стране? С кого надо начинать? Может, с Вас?
Я в этих делах никогда не был замешан. Я не боюсь ответственности, поэтому буду выступать за снятие неприкосновенности не только с народных депутатов, но и с себя как с президента Украины <…>.
Для борьбы с коррупцией среди высоких чиновников я создам Национальное бюро расследований. Его руководителя будет назначать президент, но согласовывая с ВР. Ведь сегодня уголовные дела по коррупции ведутся преимущественно на уровне чиновников среднего звена. Но это не значит, что нет информации о коррупционной деятельности в высших эшелонах власти. <…>. Так что необходим орган "вне системы", который будет осуществлять контроль над ней.
Также нужно увеличивать ответственность – вплоть до пожизненного заключения – за три преступления: коррупционное деяние, взятку и вынесение заведомо неправосудного решения. Десятки посадят – миллионы будут знать, что за преступление есть наказание.
5. Ваше самое большое достижение и самый большой провал?
В 2004 году я был фактическим руководителем Национального банка Украины. Тогда Сергей Тигипко ушел к Януковичу руководить штабом и я практически восемь месяцев руководил центральным банком. Я тогда принял жесткое решение, которое вернуло курс с 10 грн. за доллар до 5 грн., которое вернуло депозиты, которое не допустило ни одного банкротства ни одного банка. И я горжусь, что вместе с 11-тысячным коллективом центрального банка я это сделал. <…>.
А вот 226 голосов за полное снятие депутатской неприкосновенности на посту спикера – это и победа, и поражение. Три раза я ставил законопроект на голосование, еле заставил голосовать депутатов. Хотя все они обещали это своим избирателям! После принятия законопроекта мне пришлось подать в отставку, и повлиять на дальнейшую судьбу его я не мог. Завершительного голосования по этому вопросу не последовало.
6. Ваше жизненное кредо или чей-то совет, который помогает больше всего?
Во-первых, всегда и везде - что обещал, то делал; за что брался, то завершал. Во-вторых, я работаю как губка, впитывая знания и опыт людей. Для меня нет ненужных людей. Каждый человек, кем бы он ни был, крайне интересен. Даже, если, на первый взгляд, кажется, что он какую-то не совсем правильную вещь сказал - вслушайся, может, это ты неправильно его понимаешь.
Личное:
1. Какие у Вас часы?
Часы - Casio, 612 грн. Батарея - 10 лет. Хватит на два президентских срока. Но есть дорогие, подарили. Стыдно носить, хотя носил.
2. Три города или страны, которые Вам понравились больше всего?
Конечно же, родной город - Черновцы, Одесса, и Крым, с которым познакомился, работая там министром экономики.
3. Часто спортом занимаетесь? Каким?
Спортом занимаюсь регулярно - три раза в неделю. Это может быть и в 23 часа, и в шесть утра - в зависимости от графика дня. Тягаю железо в тренажерном зале. И даже сейчас, во время поездок по регионам, утром в каждом городе стараюсь посетить спортзал.
4. Музыкальный кумир Вашей юности?
Слушаю самых разных исполнителей. Среди них Мадонна, Нелли Фуртадо, Queen, Святослав Вакарчук, а также ВІА Смерічка с песней Червона рута. Кстати, моя семья была близка с Назарием Яремчуком. Я вырос на фестивале Червона рута. И сейчас у меня в автомобиле звучат все песни - и Яремчука, и Ротару, всех черновицких исполнителей.
5. Ваше любимое блюдо?
Моя жена Терезия вкусно готовит, и я с удовольствием ем все ее блюда. Люблю мамины налистники - мама тоже хорошо готовит. Если говорить о еде вне дома, то люблю суши. Иногда по утрам готовлю омлет.
6. Книга или фильм, которые Вас впечатлили?
Из последних книг впечатлил Постамериканский мир будущего Фарида Заарии.
Это интервью опубликовано в №46 журнала Корреспондент от 4 декабря 2009 года.