UA
 

Фронт и тыл. Интервью с Арсением Яценюком

22 октября 2010, 11:00
0
17
Фронт и тыл. Интервью с Арсением Яценюком
Фото: Корреспондент
Яценюк: Януковичем и его командой руководит страх

Арсений Яценюк, лидер оппозиционного Фронту змін, рассказал Корреспонденту о своем главном отличии от других украинских политиков, об успехах команды Виктора Януковича и о том, что он мультфильмов не снимает.

Демонстрируя Корреспонденту свой новый рекламный ролик, Арсений Яценюк, лидер партии Фронт змін, не скрывает своего восторга. Короткое видеообращение, записанное на фоне Софии Киевской и здания МИДа, украшенного огромным флагом Евросоюза, однозначно нравится бывшему главе внешнеполитического ведомства. От воинственного образа командующего воображаемым украинским фронтом, который культивировался командой Яценюка во время недавней президентской кампании, не осталось и следа: вместо гнетущего цвета хаки - мягкие бело-зеленые тона, вместо грозных интонаций - оптимистичные обещания перемен к лучшему.

Новый имидж главного "фронтмена" страны - результат его расставания с группой российских пиарщиков. О них аналитики говорили разное: мол, созданная группой стратегия продвижения Яценюка - милитаристская по форме и депрессивная по содержанию - погубила его рейтинг, который поначалу внушал оптимизм. И что, возможно, сделано это было нарочно, по заказу политических конкурентов. Эту версию не исключает и сам лидер Фронту, но, тем не менее, критиковать вчерашних советников не спешит. Мол, самому нужно было думать и смотреть. Теперь он так и делает. Работает исключительно с украинскими специалистами и полностью контролирует процесс создания нового имиджа.

То ли следуя новой концепции, то ли устав от военных действий по всем фронтам, Яценюк больше не разносит в пух и прах условных соратников из оппозиционного лагеря и уважительно отзывается о некоторых представители власти. Но это вовсе не значит, что бывший спикер украинского парламента изменился. Его президентские амбиции остались при нем, просто говорит он о них мягче, а на вещи смотрит шире.

Яценюк: Если кто-то думает, что мы объединимся с Тимошенко и появится объединенная оппозиция, это не значит, что такая оппозиция будет поддерживаться украинцами

- На фоне бурной деятельности, которую развернула власть, оппозиции как-то не слышно. Это настораживает. Стало страшно спорить с Партией регионов?

- Категорически с Вами не соглашусь. Я не могу говорить о других оппозиционерах. Каждый отвечает за себя. Думаю, самое лучшее - взять все мои синхроны, сайты, телевизионные обращения и посмотреть. Да, я не маргинализируюсь. Я не хочу, чтобы оппозиция ассоциировалась с теми, кто лезет на танки и просто орет в мегафоны. Такая оппозиция очень выгодна власти. Я хочу, чтобы оппозиция была сильной и более убедительной. Но нет ни одного вопроса, по которому я бы смолчал, начиная с формирования коалиции в парламенте. Я могу по пунктам, в том числе и для себя, напомнить позицию по каждому вопросу. Первое - это формирование неконституционной коалиции в парламенте. Я ее назвал "коалиция мертвых душ". Второе - харьковские соглашения, которые точно так же неконституционно продлили срок пребывания Черноморского флота, оставили страну в крайне невыгодном контракте и отдали все бразды правления по ценообразованию стоимости газа нашим российским партнерам. Третье - свобода слова. Четвертое - выборы в местные советы. Пятое - это то, что касалось украинского языка. Кроме того, изменения в Конституции, требования выполнять действующую Конституцию в части проведения парламентских выборов 27 марта 2011 года, платные услуги для студентов, массированная атака на правительственный проект Налогового кодекса, закон об основах внешней и внутренней политики… Пальцев не хватит. Дальше: борьба с коррупцией, которая в стране не ведется; непомерные издержки госбюджета на содержание Президента, правительства и парламента (которые в этом году увеличены на 4,6 млрд грн.).

Я говорил и говорю об отсутствии реальных экономических реформ, которые только декларируются. И самое главное, что это не просто критика: по каждому из этих пунктов я предлагал конкретное решение.

- Возможно, Ваш голос и все эти предложения звучали бы громче, если бы их поддерживали другие оппозиционные силы. Вы готовы объединиться с той же Юлией Тимошенко ради этого?

- Такое объединение не может быть механическим. Если кто-то думает, что мы объединимся с Тимошенко и появится объединенная оппозиция, это не значит, что такая оппозиция будет поддерживаться украинцами. Это может вызвать отторжение. Думаю, формирование реальной альтернативы Партии регионов скорее всего произойдет в промежутке между местными и парламентскими выборами. В этот период многие украинские политики начнут искать себе место в каком-то альтернативном проекте. Кто-то поставит для себя цель все-таки стать лидером как минимум половины Украины, а если посмотреть на итоги первого тура (президентских выборов), то и двух третей [доля людей, голосовавших не за Януковича]. И тогда произойдет естественный процесс слияния оппозиционных сил.

- В оппозиционном лагере все более популярными становятся радикально правые идеи, яркий пример чему - Олег Тягнибок. Такая тенденция не кажется Вам угрожающей?

- Это естественный запрос общества. Нужно признать, что власть сама дает повод для такой радикально правой риторики. Но я бы хотел четко определить, что я себя не причисляю к сторонникам этой идеологии, потому что, в отличие от всех, я - украинский патриот, в сердце которого есть место и для русскоязычного населения, и для других национальностей. Поэтому я уверен, что радикально правые идеи никогда не завладеют умами всего народа.

- Что Вы противопоставите этим идеям и программам других оппозиционных партий на местных выборах?

- Начну с идеологии. Хотя я вообще противник идеологии - разговор должен идти об идее.

Так вот, я иду к такой идее государства, где человек чувствует себя человеком и государство работает на него. В обмен на это человек помогает государству. То есть у каждого есть своя семья, дом, место жительства, родственники, а у всех у нас есть страна. Вот точно так же, как все ценят своих родных, мы должны ценить страну. Это самое дорогое, что у нас есть, кроме, конечно, родителей. Так вот моя идея - "державотворення" государства. Что подразумевается под этим (эти цели я поставил еще в президентской кампании)? Это промышленная модернизация страны, новая аграрная политика, качественное изменение образования и здравоохранения, обороноспособность государства. Это четыре цели, с которых я не схожу.

- Какова задача-максимум Фронту змін на местных выборах?

- Партия - как армия. А армия сильна маневрами. Без построения партии никакой политик в Украине уже не состоится. Моя задача на местных выборах - получить максимальное представительство, качественное представительство. И затем продолжать процесс партийного строительства.

- Но можно создать партию лидерского типа, под одного человека. Практика доказала, что в Украине это работает.

- Это естественно, что все партии должны иметь лидера. Должна быть яркая личность, за которой пойдут. Но эта яркая личность будет еще ярче, если она подберет второй, третий номер, которые так же светятся. Поэтому я [вице-премьеру Сергею] Тигипко и предлагал: "Переходите в оппозицию, чего во власти-то сидеть?".

Яценюк: Они за девять месяцев столько начудили и натворили, поболее, чем Леонид Данилович за девять лет

- Но он отказался. Говорят, что у Вас с ним, с Вашим бывшим коллегой по Нацбанку, напряженные отношения: отчасти потому, что вы работаете на смежных электоральных полях. Это правда?

- Мы с Сергеем Леонидовичем [Тигипко] работали вместе, поэтому даже если бы у меня был повод что-то сказать, я бы никогда не сказал. Во-вторых, в 2004 году [на тот момент Тигипко возглавлял Нацбанк] он принял решение и пошел возглавлять [предвыборный] штаб Януковича. Я остался исполняющим обязанности председателя центробанка и практически год им руководил. Это был тяжелый период кризиса, но я вытащил и доллар, и каждый банк, и не дал развалиться системе во время оранжевой революции. Касательно электорального поля: мы представляем разные электоральные поля. У нас есть определенное пересечение, но, тем не менее, Сергей Леонидович сегодня представляет власть, а не оппозицию, поэтому у нас разные электоральные поля. Более того, его электоральное поле - это практически электорат Партии регионов.

- У Тигипко есть шанс задержаться во власти и убедить ее в необходимости реформ, которые содержались в его предвыборной программе?

- Я желаю Сергею Леонидовичу только успехов.

- Конструктивная критика, о которой Вы говорили, подразумевает необходимость признавать достижения власти. Есть ли за что похвалить Януковича и его команду?

- За политический блицкриг. Они все-таки 15 лет к этому шли, и в этом существенная разница между нами: я - год, они - 15. Но то, что они глубоко окопались во власти (я их называю "глубоко эшелонированная структура"), означает две вещи. Во-первых, они умеют быстро действовать. Во-вторых, они боятся потерять власть после 2004 года. Страх ими руководит.

- Это из-за страха Вас больше не пускают на Интер или у Вас конфликт с собственниками (главой СБУ Валерием Хорошковским)? Когда-то Вы на этом канале были частым гостем…

- Что скрывать, я был на Интере до 9 мая 2009 года. Всех это устраивало потому, что я был единственным в стране, кто открыто выступал против коалиции ПР и БЮТ, и мне давали высказаться. Надавали до того, что стал основным претендентом на президентскую должность. И тогда сразу было принято решение отдельными товарищами убрать меня с этого канала. Ну и все. Так и случилось.

- Если не пускают на каналы, можно купить свой. Не планируете?

- В современных украинских условиях для того, чтобы заниматься политикой, нужно иметь собственный радио- и телеканал, собственную газету и региональные СМИ. В общем, все собственное или собственного олигарха, который это все имеет, как есть у моих политических конкурентов, оппонентов и условных политических друзей. Мне такое "счастье" не привалило, и это хорошо, потому что я в своем нынешнем положении должен быстрее бегать [чем конкуренты], я должен прорываться, у меня должны быть ярче месседжи для того, чтобы меня пускали на каналы. Ведь если я имею рейтинг, меня будут приглашать. Для них [телеканалов] это коммерция. Ну, разве что будет прямое давление. Хотя, как по мне, то давление сейчас поменьше, чем во времена [второго президента Украины] Леонида Кучмы.

- Но новой власти всего девять месяцев. Еще многое можно успеть.

- Они все уже успели. Они за девять месяцев столько начудили и натворили, поболее, чем Леонид Данилович [Кучма] за девять лет. Я просто думаю: а что они [Янукович и Ко] на десятый месяц делать будут?

Яценюк: Для того чтобы в Украине были российские порядки, нам нужны нефть, газ, Владимир Владимирович Путин и российский народ. Поэтому есть временные тенденции, но я Вам могу точно сказать: как припечет, возьмут вилы в руки

- Во многом Украина сейчас повторяет российский сценарий: построение властной вертикали ради экономических успехов и дальнейшее ограничение свобод. Финал у нас будет таким же?

- У меня на этот вопрос есть готовый ответ. Изучаем матчасть под редакцией Л. Д. Кучмы Украина - не Россия [так называлась книга Кучмы, в которой автор пишет об отличиях между двумя государствами]. Второе: для того чтобы в Украине были российские порядки, нам нужны нефть, газ, [экс-президент РФ и нынешний премьер] Владимир Владимирович Путин и российский народ. Поэтому есть временные тенденции [схожести], но я Вам могу точно сказать: как припечет, возьмут вилы в руки.

- Если уж заговорили о России, хотелось бы спросить о Ваших российских пиарщиках, которые занимались президентской кампанией. Судя по Вашим новым билбордам и телероликам, Вы отказались от их услуг и придуманной ими милитаристской тематики.

- Ходили разные слухи. Говорили, что они приехали специально, что это пятая колонна. Я не хочу это комментировать. Скажу так: я беру ответственность за кампанию на себя, потому что я, а не кто другой, ее вел. Мне добавить нечего. Нынешнюю кампанию я уже веду непосредственно, от начала и до конца. Так неправильно [делать], это значит, что машина не работает, но [вышло] вот так.

Что касается роликов - мы не снимаем мультфильмов потому, что тогда это обычная реклама вроде зубной пасты или корма для собак. А если ты политик, ты должен обратиться к народу и сказать, что ты хочешь сделать и какие ценности несешь. Вот в этом мне помогает хорошая команда, даже более того: я сейчас работаю с лучшими украинцами, лучше их нет никого. Но это не пиарщики, а профессионалы в разных областях.

- Итогом своей политической карьеры Вы все еще видите пост президента?

- Я не отказываюсь от взятого курса. Я если цель поставил, обязательно ее достигну. Обязательно. Так было на протяжении последних 36 лет, и так будет как минимум в ближайшие 36 лет.

Эта статья опубликована в №40 журнала Корреспондент от 22 октября 2010 года.

СПЕЦТЕМА: Местные выборы в Украине
ТЕГИ: Яценюкинтервью
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии