dmgitarist добавил комментарий к статье
НВО: Военная реформа может обернуться демонтажем обороны Украины
Их (фарцовщиков) конспирация была на должном уровне. Заработанные за день “грины” (доллары) и “жоржики” (фунты стерлинги) “бегунки” отдавали своим “шефам”. Получив валюту, “шеф” звонил по заранее оговоренному номеру телефона, где (как в фильме Место встречи изменить нельзя) ничего не подозревающая старушка — “божий одуванчик” записывала место и время встречи. Затем “божьему одуванчику” звонила некая, например, Аня и получала полный список назначенных встреч. Который она в свою очередь передавала человеку, замыкающему эту цепочку — “купцу”. Пытаясь разобраться в хитросплетениях системы, кагэбисты долгое время лишь хватали по верхушкам. За год работы были арестованы тысячи контрабандистов и фарцовщиков, изъяты миллионы в рублях и иностранной валюте, но не попалась ни одна крупная “рыбешка”, способная приблизить ведомство к поставленной задаче.
Однако сотрудники КГБ все же смогли установить имена и фамилии многих “королей” валютной фарцы и установить за ними слежку. Самыми заметными из них были московские “бомбилы” Ян Рокотов (Косой), Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев. Этим дельцам удалось даже наладить связи с сотрудниками иностранных посольств, которые поставляли им валюту. Косой также был близок с учившимися в военных академиях арабскими офицерами, снабжавших его золотыми монетами в больших количествах. Осенью 1960 года “комитетчикам” в течение короткого времени удалось задержать всех этих фарцовщиков с поличным. Арест получил всесоюзный резонанс. При обыске у них нашли золотые монеты общим весом 12 кг, большое количество иностранной валюты и другие ценности. По подсчетам следователей, за все время деятельности троицы ее общий оборот составил более чем 20 млн “фонарей”, имевших хождение до 1961 года, или 2 млн новых “фонарей”.
Согласно тогдашнему законодательству, главным “бомбилам” Союза светили небольшие сроки (до восьми лет) с конфискацией имущества. Но на этом дело не закончилось. Под давлением Никиты Хрущева в 1961 году существенно ужесточили закон, согласно которому валютчики, заработавшие более 100 ты