UA
 

Кровавый штурм, которого не было

Корреспондент.net,  4 сентября 2004, 14:43
0
88

Североосетинские и российские власти повторяли родителям во время осады захваченной террористами школы, что не планируют никаких силовых акций по освобождению заложников. Однако произошедшее вчера в Беслане выглядит больше, как спланированный штурм, а не случайность.

Владимир Путин, побывавший сегодня с кратким визитом в Беслане и уже вернувшийся в Москву, еще раз заявил, что силовой акции в Беслане не планировалось.

"Мы рассматривали все возможные варианты, но сами не планировали силовой акции. События развивались очень быстро и неожиданно, но сотрудники спецслужб проявили особое мужество", - сказал Путин.

Валерий Андреев, начальник управления ФСБ по Северной Осетии заявлял накануне то же самое: "Хочу заметить, что никаких силовых акций нами не планировалось, мы предполагали дальнейшее проведение мирных переговоров, чтобы отпустили заложников".

Однако, то, что вчера произошло в школе в Беслане, вряд ли выглядит, как "случайность".

Кому врет Путин? (АР)
 
Сомневаются в этом и в мире. Так, глава МИД Нидерландов Бернард Ботвы накануне сказал пожелание, чтобы российские власти предоставили информацию "о том, как могла произойти эта трагедия". Москва возмутилась таким "кощунственным" по ее мнению высказыванием  и вызвала голландского посла "на ковер", потребовав разъяснений.

Сомнения

Однако причины сомневаться в официальных заявлениях российских властей о трагедии в Беслане все-таки есть. Об этом говорят факты.

Все началось в пятницу - на третий день захвата - около 12 часов по киевскому времени, когда в школе прозвучал мощный взрыв. Это произошло в момент, когда сотрудники МЧС эвакуировали тела погибших из здания, о чем ранее договорились с террористами.

По официальной версии, взорвались бомбы, заложенные в спортзале, обрушив крышу захваченного здания, а после этого террористы вырвались из здания и попытались уйти в сторону северного вокзала города Беслана.

Судя по рассказам заложников, выбравшихся из захваченной школы невредимыми, взрыв, после которого начался штурм, действительно оказался трагической случайностью. Как известно, спортзал, где находились почти все дети, был заминирован вскоре после захвата. Боевики заставили развешивать по залу взрывчатку самих заложников. Пластмассовые бутылки с пластитом были закреплены между двумя баскетбольными корзинами на тросе, к которому были прикручены скотчем. Как рассказала одна из освобожденных школьниц, одна из бутылок отклеилась, свалилась в середину толпы и взорвалась, разорвав на куски всех, кто был рядом.

Потом на детей повалились обломки крыши, кого-то выбросило из окон взрывной волной. Уже после этого внутрь ворвались спецназовцы, а террористы стали отбиваться, бросая в толпу гранаты.

Если это было так, бросается в глаза странное совпадение: все это произошло как раз тогда, когда террористы согласились на эвакуацию трупов и к зданию школы подъехала машина со спасателями.

Впрочем, есть другая версия, объясняющая этот факт: некоторые заложники утверждают, что первый взрыв прогремел снаружи школы.

Корреспондент российского телеканала НТВ в прямом эфире с места событий передавал в те трагические часы, что к ним поступила информация о том, что "спецназ проделал дыру в стене, чтобы обеспечить заложникам дополнительный выход" из захваченного здания.

Возможно, именно этот взрыв прозвучал первым - им начался штурм бесланской школы, закончившийся трагически.

Примечательно, что за считанные секунды в небе над школой зависли военные вертолеты - они явно появились там по сигналу. А в пятницу с утра кордон вокруг школы был передвинут еще на 100 м - тоже странное совпадение?

Как это было

Телеканал ТВЦ приводит подробности операции, ссылаясь, сюдя по всему, на того же Андреева.

"Оперативники в форме МЧС, пришедшие за телами погибших, находились на расстояние пистолетного выстрела от школы и в последующей перестрелке взяли всю тяжесть огня боевиков на себя.

Затем направленным взрывом спецназовцы разнесли стену школы, и заложники побежали из здания. Снайперы спецсил начали отстреливать боевиков, высыпавших из школы и пытавшихся сначала вернуть, а затем просто расстрелять бегущих оттуда детей. А уже следом спецназ ворвался в школу со всех четырех сторон. Пока неясно, была ли и пятая сторона - снизу, из канализационного коллектора.

Разрезанные моментально на несколько групп, террористы попытались покинуть пристрелянное снайперами здание и уйти в разные стороны поодиночке. Кто-то остался отстреливаться на лестничных пролетах школы, но был уничтожен. Вся операция длилась 12 минут, в два раза больше, чем предусмотрено учебными пособиями по борьбе с терроризмом, но впервые освобождались не обычные заложники, а маленькие дети.

Валерий Андреев, начальник управления ФСБ по Северной Осетии: "Ответный огонь по бандитам начали также вести местные граждане, имеющие вооружение. Они на определенном этапе не позволили эффективно работать силам спецподразделений".

Часть террористов ушла из школы, но это была заведомо предусмотренная мера, бандитов отпускали подальше от детей".

Все описанное выглядит, как заранее спланированный штурм. Он, так или иначе, был неизбежен, несмотря на все утверждения официальных лиц, отмечает "Газета.Ru".

Москва не ведет переговоров с террористами?

Это выяснилось в пятницу уже после того, как часть заложников была освобождена. Оказалось, что с боевиками никто не вел переговоры, их требования игнорировались.

Штаб операции на протяжении двух дней вводил в заблуждение прильнувших к телевизорам россиян и мировую общественность, утверждая, что террористы просто сидят в школе и не выдвигают никаких требований. Затем, к концу четверга, появилось новая версия: мол, террористы потребовали освободить боевиков, задержанных за нападение на Ингушетию 22 июня.

С боевиками никто не вел переговоры, их требования игнорировались
Между тем, как заявили освобожденные, с первых часов захвата школы террористы выдвинули единственное требование, которое все эти дни не менялось: подписание Путиным указа о выводе российских войск из Чечни. Уже после начала штурма эту версию подтвердил президент Северной Осетии Александр Дзасохов.

Более того, из показаний заложников стало известно, что это не террористы регулярно прерывали связь со штабом, а власти отказывались продолжать с ними переговоры, несмотря на обещание боевиков, которые грозили расстреливать пленных, если власти будут их игнорировать. Более того, на переговоры с захватчиками так и не пришли три из четырех запрошенных переговорщиков - был только врач Рошаль, но не президенты двух северокавказских республик и не советник президента РФ.

Боевики не смогли дозвониться ни одному должностному лицу Северной Осетии, включая президента и спикера республиканского парламента - те просто не подходили к телефону, хотя в захваченной школе находились дети некоторых из них.

Лживая правда

Доверия властям не добавляет и тот факт, что старательно скрывалось число людей, оказавшихся в руках террористов. До последних часов осады власти настойчиво твердили, что в школе были "354 заложника". Однако вышедшие первыми на свободу женщины с грудными и маленькими детьми сразу же заявили, что в руках у бандитов не менее 1000 человек. Эти данные подтвердились.

Исходя из совокупности этих фактов - замалчивания требований террористов, отказа от любых предметных переговоров с ними, тотальной информационной блокады в отношении происходящего в школе (в отличие от театрального центра на Дубровке, туда не пустили журналистов и боевики были вынуждены сами снимать свои требования на камеру, чтобы передать ее с Русланом Аушевым

Тела погибших спецназовцев (АР)
 
Путину, причем эту пленку никто так и не увидел), присутствия, наконец, бойцов элитного спецподразделения "Альфа" на передовых позициях у школы (именно они первыми вошли в нее сразу после прогремевших в 13.04 по местному времени взрывов) - можно утверждать: штурм на самом деле готовился и должен был произойти в ближайшие двое суток.

Без воды дети могли провести максимум трое-четверо суток, после этого большую часть заложников уже просто не удалось бы спасти. Но действовать пришлось в пятницу днем.

Штурм явно не был достаточно подготовлен, все условия не учтены, и уничтожение боевиков растянулось на целых десять часов. Велики потери и среди спецназа - убиты около 10 бойцов элитных подразделений. А количество мирных жертв этой акции уже превысило 320 человек, включая сотни детей. Еще более 700 заложников и мирных жителей получили ранения; некоторые находятся в крайне тяжелом состоянии.

По материалам ТВЦ, Газета.Ru, РИА Новости, Интерфакс

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии