В Китае скандал. Чиновник, вхожий в кабинеты первых лиц государства, нелегально вывез за границу записи телефонных разговоров и стенограммы бесед, якобы, китайских руководителей с апреля по июнь 1989 года. 4 июня 1989 г. продолжавшиеся до того полтора месяца студенческие демонстрации протеста на площади Таньаньмынь были подавлены танками. Официальный Пекин назвал документы «фальшивкой».
В минувшие выходные «Тяньаньмыньские протоколы» были обнародованы в США, а уже в понедельник представитель китайского МИДа заявил о том, что жестокая расправа – по неофициальным данным, 4 июня 1989 г. было убито 200 человек – с демонстрантами на площади Тяньаньмынь «была необходима для сохранения стабильности в стране».
Как сообщает Associated Press, слухи о существовании документов в Китае ходили давно. Кто-то упорно «сбрасывал грязь через интернет». Как ни старалась китайская цензура, но в чатах только и говорили, что о секретных протоколах. «Чтобы понять, аутентичны документы или нет, нужно их прочитать. Если протоколы - фальшивка, то почему же власти так боятся показать их нам?», - недоумевали молодые китайцы.
В понедельник Бао Дон - в 1989 помощник тогдашнего первого секретаря ЦК КПК Чжао Цзияна - заявил, что опубликованные документы подлинны. Если это так, то протоколы подтверждают общепринятое мнение о том, что Ли Пен – премьер Госсовета КНР в 1989 г., а ныне председатель китайского парламента – призывал к подавлению силой миллионной акции протеста. Старейшины китайского руководства во главе с Дэн Сяопином требовали введения военного положения в стране. Согласно протоколам, на одной из встреч Дэн заявил: "Анархия усиливается с каждым днем. Если так будет продолжаться и дальше, мы окажемся под домашним арестом".
В конце концов, реформистски настроенный лидер КПК Чжао Цзиян был смещен (его место занял Джан Дземинь, ныне председатель КНР), а Бао Дон на долгих семь лет отправился в тюрьму.
Как полагает Бао Дон, неожиданное появление секретных документов в США свидетельствует о внутренней борьбе в Коммунистической партии Китая. По-видимому, в преддверии грядущих перестановок в руководстве страны реформисты пытаются выбить почву из-под ног у консерваторов.