Вчера Национальное собрание Франции единогласно признало геноцид армян в Османской империи в 1915-1923 гг. По совершенно странному стечению обстоятельств голосование совпало с подачей Турцией заявления на вступление в Европейский Союз.
Реакция Турции была мгновенной - сразу же после голосования турецкого посла отозвали из Франции. По информации АР, глава торговой палаты Стамбула Синан Айгун призвал к бойкоту французских товаров, а министр иностранных дел Турции Исмаил Джем заявил, что его страна может исключить Францию из числа участников турецких государственных тендеров и лишить Францию военных заказов.
Оно и неудивительно: после того, как в ноябре армянский геноцид был признан французским сенатом, турецкое руководство неоднократно предупреждало Францию о серьезных последствиях утверждения этой резолюции нижней палатой парламента. Буквально накануне голосования, пытаясь повлиять на решение французских политиков, премьер-министр Турции Бюлент Эджевит вызвал посла Франции и заявил: "В случае положительного исхода голосования традиционно дружественным и теплым отношениям между Турцией и Францией будет нанесен тяжелый удар".
Тем не менее, документ, в котором не содержится прямого указания на то, что в резне повинны турки, был принят, при том единогласно. Объяснений тому, может быть несколько. Во-первых, во Франции довольно многочисленна армянская диаспора, лоббирующая интересы своей исторической родины и способная повлиять на исход любых выборов, что, не могут не учитывать французские законодатели. Во-вторых, Турцию, долгое время стучащую в двери ЕС, ждут там вовсе не с распростертыми объятиями. Европейцы полагают, что в сегодняшней Турции далеко не все в порядке с правами человека: тюрьмы берутся штурмом, курды преследуются даже на территории Ирака…
Но если современную историю еще можно творить, то события 90-летней уже не перепишешь. Вот и получается, что армянский вопрос для турецких политиков – самый деликатный. Армяне утверждают, что в начале века во время кампании по «вытеснению» их предков из восточной Турции погибло 1,5 миллиона человек. Турецкая сторона заявляет, что цифры сильно завышены и на самом деле погибло 300 тысяч. При этом, дескать, никакого геноцида не было - просто оттоманские власти подавляли массовые беспорядки.
Между тем, официальная Анкара предпочитает держать архивы тех времен под замком. Патриарх армянской церкви в Турции Месроп Мутафян заявил в среду, что "проблема не исчезнет до тех пор, пока Турция и Армения не начнут прямого диалога".
Вопрос о геноциде армян поднимается не впервые. То же Национальное собрание Франции признало резню еще 29 мая 1998 г., однако правительство страны, президент и сенат были против, опасаясь, что такой шаг скажется на отношениях с Турцией. (Теперь, однако, президенту придется подчиниться воле парламента – ведь обе палаты проголосовали «за».)
В прошлом году по этому же вопросу голосовала Палата представителей США. Тогда «разум восторжествовал над сердцем»: Турция пригрозила закрыть свою территорию для американских самолетов, патрулирующих северный Ирак. А среди тех, кто не поддался турецкому нажиму и признал геноцид, Европейский парламент, Италия, Бельгия и Аргентина.