Фото: АР
В Болгарии ввели люстрацию для людей, имевших связи со спецслужбами
Парламент Болгарии в четверг одобрил изменения в законодательстве, согласно которым лица, сотрудничавшие со спецслужбами при социализме, не смогут занимать высшие дипломатические должности.
Правоцентристское правительство предложило внести поправки в законодательство после того, как историческая комиссия обнаружила в прошлом декабре, что более 45 действующих послов и консулов были связаны с болгарской спецслужбой Държавна сигурност.
По оценкам комиссии, около 45% из 462 бывших и действующих дипломатов были агентами спецслужб, за исключением послов Болгарии в Лондоне, Берлине, Риме, Токио и Москве.
Некоторые дипломаты были вынуждены покинуть свои посты с падением коммунистического режима в 1989 , но многие остались после того, как президент Георгий Пырванов выступил против массовых увольнений. Комиссия подозревает в сотрудничестве со спецслужбами и самого президента. Пырванов это отрицает и говорит, что лишь написал обзор книги для человека, который оказался агентом спецслужб.
МИД объяснил, что законопроект призван разорвать связи с механизмами тоталитарного режима, которые ставят под угрозу репутацию Болгарии - члена ЕС и НАТО - в международном сообществе.
Сотрудничество с коммунистическими спецслужбами остается болезненным вопросом для стран бывшего советского блока. В мае Грузия запретила занимать высокопоставленные посты в государстве бывшим сотрудникам КГБ или партийным боссам.
Тесно связанная с СССР Болгария обладала одной из наиболее разветвленных сетей спецслужб. Болгарские агенты были замешаны во многих скандальных заговорах, от неудавшейся попытки убийства Папы Иоанна Павла II до убийства бежавшего в Лондон диссидента с помощью отравленного зонта.
В 2006 году в Софии был принят закон, разрешающей раскрывать архивы бывшей тайной полиции, но он не обязывал бывших агентов уходить со своих постов и не запрещал им занимать должности госслужащих.
Согласно принятым изменениям в законодательстве, бывшие агенты Държавна сигурност не смогут занимать высшие дипломатические посты, но их кандидатуры могут быть рассмотрены для более низких позиций.