Русская служба Би-би-си,
18 октября 2011, 13:45
Сержант израильской армии Гилад Шалит, захваченный боевиками ХАМАС свыше пяти лет назад, передан израильским властям в обмен на освобождение из тюрем около тысячи заключенных палестинцев. Подробнее о том, как развивались события.
25 июня 2006 года 19-летний Гилад Шалит был захвачен палестинскими боевиками, пробравшимися по вырытому туннелю через границу Газы с Израилем и устроившими засаду возле блокпоста Керем-Шалом.
Два израильских солдата были убиты и трое ранены; погибли также два палестинских боевика. Как сообщалось, стрелок-танкист Шалит, находившийся в то время в звании младшего сержанта, получил осколочные ранения.
Ответственность за это нападение взяли на себя военизированное крыло движения ХАМАС совместно с группировкой, называющей себя "Комитеты народного сопротивления" (КНС), включающей членов ФАТХ, "Исламского джихада" и ХАМАС, а также ранее неизвестной организации "Армия ислама".
Потребовав безоговорочно отпустить Шалита, Израиль спустя три дня после нападения предпринял первое наземное вторжение в сектор Газа, несмотря на то, что годом ранее в одностороннем порядке вывел оттуда свои войска.
В последовавшие за этим недели Израиль осуществил дальнейшее наступление и нанес авиаудары по целям в секторе Газа. На Западном берегу были арестованы десятки членов политического крыла ХАМАС.
Израиль заявлял тогда, что целью этих акций было добиться освобождения Шалита и предотвратить ракетных обстрелов из Газы по Израилю, которые продолжались с момента вывода войск в 2005 году.
За месяц военных действий погибло более 100 палестинцев и один израильский солдат.
Ситуация в Газе омрачилась конфликтом Израиля на севере страны с ливанской группировкой "Хезболла", чьи боевики 12 июля 2006 года убили пятерых израильских солдат и захватили двоих.
Шалита по-прежнему удерживают в секретном месте, не допуская к нему даже представителей Красного Креста.
В октябре 2009 года ХАМАС предъявил единственное доказательство того, что он по-прежнему жив, распространив видео, на котором сильно похудевший Шалит держит в руках свежую газету и призывает израильские власти сделать все возможное для его освобождения.
Первоначально Израиль вообще отказался вести переговоры, однако позднее начал контактировать с ХАМАС через представителей Египта при участии посредника из Германии.
После пяти лет трудных переговоров 11 октября 2011 года и Израиль и ХАМАС объявили о подписании договоренности, согласно которой Израиль сначала отпустит 477 палестинских заключенных, а по возвращении сержанта Шалита домой - еще 550 человек.
Среди отпущенных - лидеры ХАМАС, а также палестинцы, осужденные за нападения против Израиля. В Израиле чрезвычайно неоднозначно воспринимают освобождение заключенных, "чьи руки обагрены кровью", то есть ответственных за гибель израильтян.
ХАМАС вместе с тем не смог добиться освобождения Марвана Баргути, популярного в народе члена ФАТХ, которой руководит председатель Палестинской Автономии Махмуд Аббас. Баргути воспринимается как возможный преемник Аббаса, способный навести мосты между основными палестинскими политическими фракциями - ФАТХ и ХАМАС.
Некоторые заключенные будут переданы с Западного берега в сектор Газа, тогда как других отошлют в изгнание за границу.
Израиль является крайне милитаризованным обществом, которое полагает, что живет в окружении врагов.
Большинство родителей посылают своих сыновей и дочерей служить в армии, которые впоследствии продолжают служить в качестве офицеров запаса.
Поэтому захват и длительный плен сержанта Гилада Шалита затронул чувства каждого израильтянина, даже несмотря на существующие в израильском обществе внутренние разногласия.
Таким же, близким сердцу каждого палестинца является и вопрос о находящихся в израильских тюрьмах соотечественниках, а их около 6000 человек.
Освобождение всех палестинских заключенных было одним из главных обещаний движения ХАМАС.
Тот факт, что Израиль согласился отпустить более 1000 человек в обмен на одного израильтянина, воспринимается как огромная пропагандистская победа для ХАМАС - организации, которая в последнее время находилась в тени своего соперника, партии ФАТХ, ратующей в ООН за признание Палестины независимым членом этой международной организации.