Русская служба Би-би-си,
7 ноября 2011, 16:25
В Израиле развернулась масштабная общественная дискуссия относительно возможного военного противостояния с Ираном. За неделю до публикации "иранского" отчета МАГАТЭ в Израиле все больше раздаются голоса о необходимости кардинальных мер.
"В данный момент мы не обсуждаем возможность военного удара по Ирану, - сказал в пятницу телеканалу Си-эн-эн министр обороны Израиля Эхуд Барак. – В последние годы иранская угроза является для нас наиболее серьезной. Хотя мы предпочитаем решить вопрос дипломатическим путем, тем не менее, не сбрасываем со счетов ни один из возможных вариантов".
Ранее в подобном духе, Барак высказался и в интервью телевидению Би-би-си. В Лондон израильский министр отправился на серию рабочих встреч с руководителями британских спецслужб и советником по вопросам безопасности Питером Риккетсом.
За несколько часов до начала визита Барака газета Guardian вышла с громким заголовком о готовности Великобритании оказать содействие в случае атаки США на иранские ядерные объекты. Газета также сообщила, что в этой связи неделю назад Израиль в спешном и тайном порядке посетил начальник британского генштаба генерал Дэвид Ричардс.
В Иерусалиме подтверждают факт неожиданного визита Ричардса. Однако категорически отказываются комментировать многочисленные журналистские догадки, о чем же именно говорил британский генерал со своим израильским коллегой, начальником генштаба ЦАХАЛа Бени Ганцом.
От традиционных комментариев на этот счет отказалась и армейская пресс-служба израильской армии, обычно ставящая журналистов в известность о подобных визитах. Взамен освещения визита Ричардса там предпочли сделать акцент на другом важном событии, которое косвенно может иметь отношение к "иранскому вопросу".
По сообщению израильских военных, в минувший вторник на родину из Италии вернулись три эскадрильи ВВС ЦАХАЛа, принимавшие участие в совместных учениях с силами НАТО в районе острова Сардиния.
В ходе учений израильские летчики отрабатывали массированные удары по стратегическим объектам на дальних расстояниях, приемы дозаправки в воздухе, уход от систем ПВО, а также воздушные бои в случае необходимости.
В отличие от предыдущих подобных совместных маневров с ВВС Греции, Румынии или Кипра, на этот раз особое внимание военных аналитиков привлекло расстояние между островом Сардиния и Израилем - 2,4 тыс. километров. В случае военной конфронтации с Ираном именно столько придется преодолеть израильским самолетам, чтобы добраться до ядерных объектов в южном Иране.
"Иран продолжает наращивать свой военный потенциал, - заявил в минувший понедельник, на открытии зимней сессии кнессета премьер-министр Биньямин Нетаньяху. - Иран всеми силами стремится заполучить ядерное оружие. Ядерный Иран - это угроза не только для Ближнего Востока, но и для всего мира. Естественно, что ядерный Иран и прямая угроза для нас".
Иранской теме была посвящена внушительная часть премьерской речи. По словам источников в окружении Нетаньяху, каждое слово и каждая формулировка были тщательно спланированы и перепроверены.
Выступая с трибуны кнессета, Нетаньяху обращался не только к своим коллегам-парламентариям и к своему народу, но также ко всему цивилизованному миру. В Иерусалиме не сомневаются, что слова премьера дошли и до Тегерана.
Всего за сутки до выступления премьера на экстренное заседание собрался так называемый "форум восьмерки" - сокращенный состав израильского правительства, обсуждающий вопросы безопасности.
В тот же вечер, центральные израильские телеканалы вышли с громкими заголовками: "Израиль обсуждает военную операцию против Ирана".
Эти же заголовки гласили, что мнения министров сильно разделились. Пока, согласно сведениям прессы, Нетаньяху и Барак выступают за резкие меры, но другие министры высказывают серьезные опасения.
В ответ на публикации канцелярия Нетаньяху поспешила обвинить израильскую прессу в "безответственном", на ее взгляд, подходе к таким сложным и стратегическим вопросам, как решение иранской угрозы.
По мнению видного израильского аналитика Амнона Абрамовича, в этом скандале виноваты исключительно политики, в частности, лично премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Эксперт при этом подверг резкой критике требования властей запретить открытую дискуссию о целесообразности войны с Ираном.
"Общественное обсуждение на этот счет просто обязано состояться, при этом в соответствии с законом и ограничениями военной цензуры, - сказал Абрамович в эфире одной из популярных передач израильского телевидения. - Очень жаль, что такой дискуссии не было накануне войны Судного Дня в 1973-м, или в июне 1982-го, перед началом первой Ливанской кампании".
Обе военные кампании, упомянутые Абрамовичем, до сих пор являются настоящей открытой раной для всего израильского общества.
Именно провалы в войне Судного Дня стали причиной ухода из большой политики премьер-министра Голды Меир. А операция в Южном Ливане, которую изначально планировали как "ограниченную локальную", затянулась на целых 18 лет и привела к гибели сотен израильских военнослужащих.
Все эти решения принимались тогдашними премьерами - Голдой Меир и Менахемом Бегиным - с подачи министров обороны Моше Даяна и Ариэля Шарона соответственно.
Сегодня, говорят источники в кнессете, именно Нетаньяху и Барак подталкивают правительство к войне против Ирана.
Впрочем, о военном противостоянии с Ираном в Израиле говорят как о неизбежности.
Главный вопрос, на который в Иерусалиме пока нет ответа: что хуже для еврейского государства - превентивный удар и как следствие полномасштабная война на Ближнем Востоке, или же ядерная бомба в руках Тегерана.
Израиль, как и многие западные страны, не верят утверждениям Тегерана о том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
"Господин премьер-министр, внимательно слушайте, что вам говорят руководители спецслужб, - сказала в минувший понедельник глава оппозиции, лидер партии Кадима Ципи Ливни. – Прислушивайтесь к ним также по вопросу решения иранской ядерной угрозы".
В своем призыве Ливни имеет в виду недавнее заявление сразу двух бывших руководителей разведки Моссад Эфраима Халеви и Меира Дагана, которые выразили мнение, что атака Израиля на иранские ядерные объекты будет настоящим актом сумасшествия.
По словам Дагана, если кто и может себе позволить начать такую масштабную войну на Ближнем Востоке, то это только Соединенные Штаты.
Еще один немаловажный аргумент, который приводят противники односторонних шагов Израиля, - это сложная международная обстановка, в которой в последние годы оказалось еврейское государство. И она, по их словам, резко отличается от той, в которой пребывал Израиль в прошлом.
В момент начала Суэцкой войны в 1956 году Израиль пользовался поддержкой Франции и Великобритании. Успешная Шестидневная кампания 1967 года стала возможна при полной поддержке Соединенных Штатов. В 1981 году премьер-министр Бегин отдал распоряжение атаковать ядерный реактор «Осирак» в Ираке лишь после подписания мирного соглашения с Египтом. И наконец, согласно иностранным источникам, в сентябре 2007 года Эхуд Ольмерт принял решение атаковать ядерный объект в Сирии, параллельно ведя мирные переговоры с палестинской автономией.
У нынешнего израильского премьера подобной поддержки нет. Как это не парадоксально, но один из немногих, если вообще не единственный, козырь, который сегодня может представить правительство Нетаньяху на международной арене, - это президент государства Шимон Перес.
В свои 88 лет Перес продолжать ездить по всему миру и выполнять роль "израильского пропагандиста номер один".
"У нас осталось не так много времени, как кажется, - сказал Перес на прошлой неделе во время официального визита на Кипр. - Мы призываем все мировое сообщество немедленно выполнить свою главную миссию и быть ответственным во всем, что касается устранения иранской ядерной угрозы".
На вопрос, означает ли это, что военная операция – это единственное, что осталось Израилю и его союзникам, опытный политик лишь развел руками и добавил: "Надо сделать все, чтобы предотвратить исходящую угрозу".