Русская служба Би-би-си,
30 ноября 2011, 07:44
Обозреватель Би-би-си по вопросам безопасности Гордон Корера анализирует дело Кати Затуливетер, которую трибунал по иммиграционным вопросам признал не связанной с российской разведкой.
В Британии сегодня наверняка действуют российские шпионы. Но Катя Затуливетер, выигравшая апелляцию на решение о ее депортации, - не из их числа. Провал дела против Затуливетер стал обидным проколом для спецслужбы, некогда нацеленной в первую очередь на русских.
Во времена холодной войны разведки советского блока определенно пытались проникнуть в парламент, и в некоторых случаях им удавалось завербовать парламентариев и членов их окружения.
Для этого использовались и "медовые ловушки". В 1960-е годы, когда один депутат-консерватор отказался сотрудничать с КГБ, фотографии его в объятиях русской красавицы были отправлены парламентским коллегам, в газеты и его жене.
Ушли ли те времена в прошлое?
Сразу после окончания холодной войны группа высших офицеров британской разведки совершила необычную поездку в Москву. В аэропорту их встретил офицер российских спецслужб с букетом роз, и они поехали на Лубянку. Встреча там, по воспоминаниям ее участников, была сюрреалистичной.
Во время холодной войны охота на русских шпионов была будничным делом МИ-5, и обе стороны осторожно обходили вопрос о том, продолжат ли они шпионить друг за другом после распада СССР.
В итоге все поняли, что изменится не так уж много. И в самом деле, после короткой паузы в 1990-е годы шпионаж продолжился.
В 2007 году тогдашний глава МИ-5 Джонатан Эванс заявил: "с окончания холодной войны мы не увидели уменьшения числа незадекларированных офицеров российской разведки на территории Великобритании. Они ведут скрытую деятельность в российском посольстве и связанных с ним организациях".
Часть разведчиков наблюдает за российскими диссидентами, нашедшими убежище в Великобритании. Кто конкретно стоял за отравлением полонием в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, – дело по-прежнему темное.
Другие российские агенты стремятся завладеть секретами, особенно в оборонной, высокотехнологичной и энергетической отраслях.
Но наивно думать, что этот процесс - односторонний.
Британские шпионы определенно работают в Москве, пытаются делать то же самое. Кое-кто из них несколько лет назад попался в московском парке при попытке передать информацию с помощью "шпионского камня".
Однако если раньше контрразведка была главной задачей МИ-5, то сегодня это лишь побочная функция, а главной с 11 сентября является борьба с терроризмом.
Контрразведчики теперь жалуются, что размах российской разведывательной деятельности на Британских островах отвлекает их силы от более важных задач.
Именно поэтому спецслужбы посмотрели на Катю Затуливетер, на ее отношения с членом комитета палаты общин по обороне Майком Хэнкоком, на ее связи со служащим НАТО, - и подумали, что все это выглядит подозрительно.
Проблема заключалась в том, что доказательств, подкрепляющих подозрения, не было.
Министерство внутренних заявляет, что оно продолжает считать решение о депортации 26-летней россиянки правильным, но отсутствие доказательств поднимает трудные вопросы относительно того, как действовать дальше.
МИ-5, насколько можно понять, обратила внимание на россиянку-референта британского депутата после того, как ФБР в США задержало Анну Чэпман. Чэпман ранее жила в Великобритании, и возможно, появились опасения о возможности существования аналогичных шпионских сетей и здесь. Эти агенты могли попытаться получить доступ к людям, обладающим влиянием и информацией, если не секретной, то, во всяком случае, полезной.
Однако ФБР долго следило за русскими шпионами, пока не собрало доказательства, а МИ-5 как будто быстро оценила то, что лежало на поверхности, и предъявила Затулитер. Возможно надеялись, что она или сознается, или сбежит.
Это не сработало, и когда Затуливетер решила бороться, контрразведчики, вероятно, удивились.
В разговоре со мной об этом деле один высокопоставленный источник в правительственных кругах недавно настаивал: "если она ходит, как утка, и говорит, как утка, то что это?"
Оказалось, что не утка. И не русская шпионка.