Русская служба Би-би-си,
10 февраля 2012, 21:18
Находящаяся в реанимационном отделении экс-кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева отказывается от переезда во Владикавказ. Тем временем в домах у ее сторонников проходят обыски.
По словам ее мужа Мэлса Цховребова, семья Джиоевой опасается провокаций.
В четверг Джиоевой стало плохо после того, как в ее штаб пришли представители правоохранительных органов. Прокуратура республики заявила, что у нее произошел гипертонический кризис, но некоторые сторонники Джиоевой утверждают, что к политику было применено физическое насилие.
"Мы не согласились пока, потому что это исходит не от нас, а от тех, кто [вчера] организовал этот беспредел. Мы просто-напросто боимся, что нам устроят какую-нибудь пакость", – сказал Цховребов в интервью Русской службе Би-би-си.
"Врачи здесь тоже разные, - добавил он. – Одни за нас, а другие против. Поэтому мы так сразу согласиться не можем. Без никаких гарантий и без ничего".
Ранее член штаба Джиоевой Элина Марзоева заявила, что сторонники экс-кандидата в президенты предпочитают, чтобы ее перевезли в Москву, а не во Владикавказ, где "могут побояться зафиксировать побои".
По сообщениям из Цхинвали, в пятницу в домах и квартирах некоторых сторонников Джиоевой прошли обыски.
"Тем, кто вчера посмел что-то сказать, сегодня устроили обыски в домах, не предъявляя ничего", – сказал Мэлс Цховребов.
"Весь город возмущен, но все боятся. Запугали всех", – продолжал Цховребов. – И не только город, но и вся Южная Осетия возмущена. И Северная Осетия тоже".
Сообщается, что у штаб-квартиры Джиоевой и у больницы, где она находится, собрались ее сторонники.
Свою версию событий, произошедших в четверг вечером в штаб-квартире Джиоевой, Мэлс Цховребов изложил Русской службе Би-би-си.
"Сначала пришел следователь прокуратуры. Он принес повестку о вызове как свидетеля в половине седьмого вечера. По какому делу - там не было указано. А когда он пришел с этой повесткой, было уже больше половины седьмого. То есть это была чистая формальность, чтоб выманить [Джиоеву] и арестовать неизвестно за что".
Официальные сообщения противоречивы.
Старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Южной Осетии Алан Плиев сказал в четверг, что Следственное управление расследует уголовное дело в отношении Джиоевой о приготовлении к насильственному захвату власти.
"В производстве следственного управления Генпрокуратуры находится уголовное дело по приготовлению к насильственному захвату власти со стороны Джиоевой", - цитирует Плиева РИА Новости.
Однако исполняющий обязанности генпрокурора республики Георгий Кабулов заявил, что Джиоеву должны были допросить в качестве свидетеля. Он также подчеркнул, что именно в этой связи к ней был направлен следователь генпрокуратуры.
Официальное информационное агентство Южной Осетии приводит слова Кабулова о том, что Алла Джиоева почувствовала себя плохо во время беседы со следователем.
"Как подчеркнул Георгий Кабулов, следователь вызвал скорую помощь и наряд милиции, поскольку во дворе штаба Аллы Джиоевой находилось два десятка неизвестных лиц", - сказано на сайте агентства.
Однако муж Джиоевой Мэлс Цховребов рассказал Би-би-си, что вскоре после того, как следователь ушел, в штаб-квартиру бывшего кандидата в президенты Южной Осетии ворвались вооруженные люди.
"Ворвались в масках спецслужбы какие-то с автоматами. Кто знает, какие – в масках они были. Пошвыряли людей, побили. Некоторым суставы вывернули на руках... У них такие бешеные глаза были, что [казалось], что их или настроили, или им дали что-то выпить", – сказал Цховребов.
Он не подтвердил, но и не опроверг сообщений о том, что кто-то из нападавших ударил Аллу Джиоеву прикладом автомата по голове.
"Я сейчас ничего не могу сказать, потому что нужна томография. Признаки того, что у нее сотрясение мозга, есть. Ее вчера несколько раз поднимали, роняли…" - сказал он.
По данным медиков, состояние Джиоевой тяжелое, однако она пришла в сознание, рядом с ней находится ее муж.
Врачи отрицают наличие травм на теле Джиоевой. Ранее сообщалось, что политику поставили предварительный диагноз "инсульт головного мозга".
В четверг глава МВД Южной Осетии Валерий Валиев заявил, что физического воздействия к лидеру оппозиции Алле Джиоевой не применялось.
"Оккупированный регион Грузии на грани вооруженного противостояния. Люди, как и в России, вышли на улицы и требуют восстановления справедливости и права свободного выбора", - сообщает общественное телевидение в Грузии в ответ на события вокруг кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой.
Грузинское телевидение говорит о росте напряженности в отколовшейся от Грузии Южной Осетии, однако новость о госпитализации Джиоевой попала не во все печатные издания Грузии.
"Марионеточное правительство пресекло "инаугурацию", - под таким заголовком газета "24 саати" ( 24 часа) описывает происходящее в Цхинвали.
Ссылаясь на Радио Свобода, газета рассказывает о том, что в штаб Аллы Джиоевой явились представители местной прокуратуры с целью увезти ее на допрос. Через 15 минут после ее отказа в штаб ворвался ОМОН.
Издание также пишет о том, что после прихода врача Джиоеву увезли в неопределенном направлении, но по дороге её состояние ухудшилось, и политика были вынуждены госпитализировать.
Согласно газете, пока неясно как будут развиваться события после задержания Джиоевой.
Между тем, в газете отмечается, что представитель Комитета безопасности отколовшегося региона Борис Атоев обвинил грузинские спецслужбы в желании сорвать мартовские выборы и организовать теракты и провокации.
"Вчера также распространялась информация, что российские пограничники закрыли вход в Ахалгори. МВД марионеточного режима призвало население воздерживаться от участия в несанкционированных собраниях, в противном случае встанет вопрос об их ответственности", - пишет газета.
Для официального Тбилиси неприемлемыми являются как "выборы марионеточного президента, так и "инаугурация" Аллы Джиоевой", пишет издание.
"Это процесс назначения марионеток Кремля", - приводит газета слова председателя грузинской парламентской временной комиссии по восстановлению территориальной целостности Шоты Малашхия.
При этом, по словам Малашхия, ответственность за происходящее полностью лежит на "оккупанте", то есть на России.
По мнению же грузинских аналитиков, события в Цхинвали не перерастут в гражданское противостояние. Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе сказал в интервью газете "Резонанси", что у Аллы Джиоевой осталось немного сторонников.
"Она потеряла, ту "тяжелую артиллерию", которая стояла за ее спиной – [главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата] Тедеева и [бывшего министра обороны и секретаря совбеза Южной Осетии Анатолия] Баранкевича", - считает эксперт.
По его словам Баранкевич прагматичен - он понял, что нет смысла больше бороться в пользу Джиоевой, и инаугурация 10 февраля не принесла бы результатов.
"Так и произошло, - говорит Арешидзе. - Джиоева не только инаугурацию не сможет провести, она вообще не появится в городе, так как у нее микроинсульт. Поэтому я не думаю, что из-за этих событий начнется гражданское противостояние".
О том, что количество сторонников Джиоевой снизилось, в интервью новостному агентству GHN говорит и грузинский конфликтолог Паата Закареишвили.
По мнению Закареишвили, Джиоева разыгрывала спектакль, чтобы избежать поражения. Теперь же она выступает в роли героя, и не исключено, что в будущем она вернется в политику.
"Всем и в том числе ей, было известно, что ей не простят инаугурацию и что она не будет президентом. Она хотела достойно уйти, и думаю, что власти помогли ей сделать это. Как видно, на встречах в Москве ей дали понять, что ей не дадут победить", - сказал Закареишвили в беседе с GHN.