Фото: АР
в Брюсселе была утверждена жесткая резолюция Европарламента в отношении Минска
29 марта в Брюсселе была утверждена жесткая резолюция Европарламента в отношении Минска и представлена программа "Диалог по модернизации Беларуси". Какой эффект принесет новая политика ЕС, комментирует Наталья Макушина.
Информация об утверждении Европарламентом жесткой резолюции по Беларуси и о презентации программы "Европейский диалог по модернизации" пришла из Брюсселя в один и тот же день - 29 марта. Насколько эффективной может быть тактика санкций в сочетании с предлагаемой ЕС стратегией диалога?
С больной головы на здоровую
Белорусское сообщество обсуждает действенность точечных санкций ЕС и возможную отмену чемпионата мира по хоккею в Минске. Мнения разделились, и желающие немедленных перемен в Беларуси искренне полагают, что только широкие экономические ограничения Запада улучшат ситуацию с правами человека и приведут к быстрому падению режима.
О начале открытого диалога по модернизации, к которому комиссар ЕС по вопросам расширения Евросоюза и европейской политики соседства Штефан Фюле пригласил "всех, у кого есть видение европейского будущего для Беларуси", в стране говорится мало. Государственные СМИ, охватывающие до 90 процентов аудитории, просто молчат о перспективах расширения связей с Евросоюзом. Пропагандисты Лукашенко умудрились свалить на Европу ответственность перед белорусами за новое повышение цен на бензин, якобы из-за санкций. К тому же в некоторых российских СМИ муссируется тема стратегического плана ЕС и США воспрепятствовать интеграции стран на постсоветском пространстве.
Как кнутом подсластить пряник
Пока готовность к обсуждению с помощью ЕС будущих политических, экономических и судебных реформ проявили только представители белорусской оппозиции и гражданского общества. За это некоторые из них уже поплатились запретом на выезд из страны.
Приглашены к дискуссии о модернизации и белорусские власти при условии освобождения политзаключенных и прекращения репрессий. Но официальный Минск продолжает демонстрацию обид из-за расширения ограничительных мер ЕС, увеличивших черные списки невъездных в Европу чиновников до двух с половиной сотен фамилий и ограничивших экономическую деятельность в ЕС 31 белорусской компании.
Конечно, диалог в сочетании с точечными санкциями Брюсселя не способствует достижению компромиссов в политике. Но ЕС не может оставить без внимания объявленную Минском дипломатическую войну, расстрел обвиненных во взрыве в метро и нежелание освобождать политзаключенных.
В то же время без участия в диалоге обладателей реальной власти в Беларуси выработанная совместно с Евросоюзом поэтапная стратегия развития страны может остаться лишь на бумаге. Тем более, если она будет ущемлять интересы окружения Лукашенко и ограничивать его личную власть.
Похожая ситуация складывалась в конце 2006 года, когда ЕС выставил белорусскому руководству 12 условий по демократизации в обмен на преференции. Режим эти условия проигнорировал, белорусы так и не получили информацию о том, что Евросоюз может дать Беларуси, и дискуссии плавно сошли на нет.
Найти сторонников
В нынешних условиях само ведение диалога по модернизации Беларуси потребует от европолитиков железной выдержки и терпения. Ведь практическая реализация принимаемых решений будет проектом долгосрочным, не приносящим скорого результата - дорожной картой действий, о необходимости которой не раз напоминали оппозиционные политики.
Непременным условием эффективного развития диалога может стать привлечение к дискуссии не только оппозиции, но и чиновников разных рангов. Но прежде всего, Брюсселю предстоит четко сформулировать роль представителей высшей белорусской власти в проведении будущих реформ в случаях, если режим продолжит противостояние или на определенном этапе решит включиться в дискуссии.
Сильным шагом ЕС было бы упрощение визового режима для граждан Беларуси. Это могло бы вовлечь в дискуссию о будущем страны многих белорусов, ведь 70 процентов из них никогда не были на Западе.