Использование Вашингтоном беспилотных летательных аппаратов для ликвидации боевиков на территории Пакистана создает проблемы не только Исламабаду, но и Берлину.
Удары с воздуха, которые американские беспилотные летательные аппараты наносят по конкретным целям на территории Пакистана, вызывают резкие протесты как со стороны пакистанского населения, так и со стороны политической элиты и ведут к дальнейшему ухудшению отношений между Исламабадом и Вашингтоном. Но, несмотря на это, масштабы использования беспилотников для ликвидации боевиков террористических и повстанческих организаций, угрожающих США с территории Пакистана, за время пребывания у власти президента Барака Обамы, существенно увеличились.
Беспилотная стратегия заботит не только Пакистан
Так, если за последние пять лет пребывания у власти президента Джоржа Буша в результате точечных ударов с воздуха были убиты 426 человек, то с 2009 года число жертв возросло до 2355. 5 мая 2012 года в Северном Вазиристане в результате такой атаки погибли девять человек. Общественности неизвестно, по каким причинам именно по этим людям был нанесен авиаудар.
Пакистанский МИД заявил, что атаки, осуществляемые беспилотниками по целям, находящимся на территории Пакистана, нарушают суверенитет и территориальную целостность страны. Но и до этого Исламабад не раз требовал от США прекратить нанесение ударов по его территории. В апреле парламент Пакистана единогласно поддержал это требование.
Однако так называемая "беспилотная стратегия" - использование беспилотных летательных аппаратов, например, с целью уничтожения боевиков - ставит в затруднительное положение власти не только в Исламабаде, но и в других государствах, в частности, в ФРГ. Сотрудник берлинского фонда "Наука и политика" Петер Рудольф (Peter Rudolf) не исключает того, что США при поиске и ликвидации лиц, подозреваемых в терроризме, используют данные немецкой разведки.
Граждане ФРГ становятся жертвами беспилотников
Особую остроту для властей Германии беспилотная стратегия США обретает в тех случаях, когда в результате ударов, наносимых беспилотниками в Пакистане, гибнут граждане ФРГ. Такие прецеденты уже были. Так, в октябре 2010 года погиб 20-летний Беньямин Е., который приехал из Германии в лагерь подготовки боевиков-исламистов.
Затем, по информации журнала Der Spiegel, в Пакистане в результате авиаудара, нанесенного беспилотным летательным аппаратом по группе талибов был убит другой гражданин ФРГ, некий Замир Х. Правительство Германии сдержанно прокомментировало оба случая. Представитель МИД ФРГ сообщил лишь, что посольство Германии в Исламабаде и внешнеполитическое ведомство ФРГ прилагают усилия, чтобы прояснить ситуацию. Официально гибель двух граждан ФРГ не подтверждена.
"Это, конечно, очень деликатная тема, когда за границей погибают немецкие граждане, которые, по мнению американцев, могли быть задействованы в террористической деятельности", - говорит Петер Рудольф.
В данной ситуации, по мнению эксперта, возникает следующий вопрос: должны ли органы юстиции ФРГ в этой связи начать расследование в отношении спецслужбы дружественного государства? Пока этого сделано не было. Что касается гибели Беньямина Е., то Федеральная прокуратура Германии в течение полутора лет проверяет, находится ли этот случай в ее компетенции. Ведь непонятно, можно ли рассматривать этот инцидент в контексте вооруженного конфликта, применяя нормы международного права. Только в этом случае Федеральная прокуратура Германии могла бы заняться этим делом.
Как считает немецкий эксперт, при кооперации со спецслужбами США не должна передаваться определенная информация, которая может привести к гибели граждан ФРГ. Хотя, подчеркивает Петер Рудольф, передавая любые сведения, касающиеся повстанцев или антитеррористической борьбы, нельзя быть уверенным в том, как они в дальнейшем будут использоваться. По крайней мере, определенные данные, как утверждают СМИ, передаются из Германии коллегам в США с пометкой, что они могут быть использованы лишь для ареста тех или иных лиц.
Правомочное действие или военное преступление?
Правомочность использования беспилотников на территории другого государства в значительной мере определяется конкретными обстоятельствами, при которых осуществляется удар с воздуха, считает директор института международного права в Гейдельберге Рюдигер Вольфрум (R?diger Wolfrum).
Он говорит, что если в результате такого удара уничтожается полевой командир талибов и никто более, то данная акция юридически допустима, пусть даже она проводится на территории Пакистана. С точки зрения Рюдигера Вольфрума, юридически это может быть обосновано тем, что Исламабад не в состоянии так осуществлять контроль над своей территорией, чтобы вражеские нападения оттуда на цели, находящиеся за пределами Пакистана, оказались невозможны. Совсем другое дело, если бы удар с воздуха, нанесенный беспилотником, привел к непропорциональному числу жертв среди мирного населения. "Тогда это было бы военным преступлением", - говорит немецкий эксперт.
Но выяснять конкретные обстоятельства той или иной акции, проводимой военными и спецслужбами США, затруднительно. Общественность чаще всего ничего не знает об их причинах и о том, при каких обстоятельствах они проводились. В конце апреля, впервые за несколько месяцев, представитель администрации президента США все же высказался по этому поводу. "Мы взвешиваем плюсы и минусы проведения таких акций, проверяем, какими могут оказаться последствия бездействия и в какой мере отказ от ликвидации может послужить проведению теракта, результатом которого станет гибель многих невинных людей", - заявил советник президента США по борьбе с терроризмом Джон Бреннан.
Источник: Русская служба DW