Фото: АР
Число членов Постоянного комитета Политбюро сокращается до семи
Три самых могущественных человека в Китае предложили кандидатов на руководящие посты в новом правительстве страны, сообщили источники агентства Reuters. В перечень входят финансовые реформаторы, но их отношение к политическим реформам неизвестно.
Список, состоящий из семи имен, был составлен бывшим, настоящим и будущим президентами Китая в преддверии смены руководства, которая в Китае происходит раз в десятилетие, и будет завершена в ноябре, на 18-м Конгрессе правящей коммунистической партии. Об этом сообщили три источника, близких к лидерам партии.
Они сказали, что экс-президент Цзян Цзэминь, нынешний президент Ху Цзиньтао и вероятный преемник Ху Си Цзиньпин согласовали список кандидатов в члены главного управляющего органа страны - Постоянного комитета Политбюро. Это решение подготовит почву для гладкого процесса выбора после многих месяцев политического смятения.
Этот список, который еще может быть изменен другими высокопоставленными членами партии, свидетельствует, что число членов Постоянного комитета будет сокращено до семи с девяти. Его возглавят Си и назначенный премьер-министр Ли Кецян.
Уменьшенный комитет облегчит для 59-летнего Си упрочение власти и проталкивание крайне необходимых реформ, сказали источники. Они отметили, что список предпочитаемых кандидатов включает вице-премьера Ван Цишаня, любимца иностранных инвесторов, который сейчас управляет финансовым портфелем.
Однако в списке нет одного из самых открытых политических реформаторов, Ван Яна, партийного лидера южной провинции Гуандон. На Западе многие считают его светочем политических реформ благодаря его сравнительной терпимости к свободе слова и гражданским правам рядовых членов общества.
Вместо этого в списке значится Лю Юньшан, министр пропаганды, который держит национальные СМИ под жестким контролем и стремится контролировать китайский интернет, насчитывающий уже более 500 миллионов пользователей.
"Ху Цзиньтао хотел бы, чтобы Ван Ян не вошел в Постоянный комитет, поскольку он слишком реформаторски настроен, слишком велик риск значительных изменения", - сказал Дэвид Чжэй, политолог из Университета науки и технологий Гонконга.
Однако он сказал, что список хорошо сбалансирован за счет кандидатов, осознающих необходимость в реформах, хотя, вероятно, политические реформы будут идти медленнее, чем экономические.
Другие кандидаты из списка больше известны своими внутрипартийными альянсами, чем заслугами в сфере реформ: Ли Юаньчао возглавляет могущественный организационный департамент партии, Чжан Дэцзян - партийный лидер в юго-западной провинции Чонцин, а Чжан Гаоли - партийный лидер провинции Тяньцзинь.
Судить о стремлении отдельных лиц к политическим реформам затруднительно. Для кандидатов может быть опасно открыто заявлять о своей позиции на данном этапе. Однако Чжан Гаоли, как и Ван Цишань - реформаторы по своей натуре, а Ли подверг реформам свой собственный департамент.
Большинство кандидатов, суля по всему, близки как к Цзян Цзэминю, так и Ху Цзиньтао, сообщили источники, говорившие на условиях анонимности.
"Это было коллективное решение Ху, Си и Цзяна, но партийные старшины имеют право вето", - сказал один источник.